"Дочь поссорилась с одноклассницей. Завязавшаяся дискуссия в социальной сети по поводу внешнего вида дочери закончилась взаимными оскорблениями, дочь написала той девочке ответ с нецензурными выражениями, хотя обычно она хорошо себя ведет, учителя всегда ставят ее в пример. Одноклассница разослала их переписку другим ребятам из класса и показала учителям в школе. Дочь сильно переживает, что теперь подумают про нее учителя, как это отразится на ее репутации в дальнейшем? Как мне успокоить ребенка и что можно сделать в такой ситуации?" - вот широко распространенный пример того, как необдуманное поведение в Сети может негативно повлияет на реальную жизнь.

Полезные советы от Линии помощи «Дети Онлайн»: "Как не навредить репутации при общении в Сети?"

Более 80% подростков пользуются социальными сетями*. Общаясь в сети, многие из них чувствуют себя более уверенными и безнаказанными. При этом больше половины российских школьников убеждены, что Интернет - это свободное пространство, в котором по своему усмотрению можно делать все что захочется*. Эта позиция привлекательна для подростков, потому как одна из актуальных потребностей их возраста - потребность в автономии и самостоятельности. Скрываясь за никами и аватарами, подростки часто не думают о возможных негативных последствиях. Тем не менее, репутация в Сети не менее важна, поскольку она оказывает непосредственное влияние на реальную жизнь. Сегодня профиль в социальной сети становится частью резюме соискателя во многих крупных компаниях.

 

Какие шаги можно предпринять, чтобы восстановить репутацию и не повредить ей в дальнейшем?

 

  1. Никогда не поздно извиниться! В ситуации, когда ребенок обидел другого в Интернете, самый лучший поступок, который покажет его с выгодной стороны, – принести извинения. Если конфликт наблюдали посторонние – то лучше сделать это публично. А в случае, когда посторонними стали люди из реальной жизни – одноклассники и учителя – перед ними тоже.
  2.  Не кормите «троллей»! Правила общения в Интернете не должны отличаться от правил в реальной жизни. Расскажите ребенку, что большинство окружающих не приветствуют оскорбления, обманы других пользователей, грубость и агрессию. Тем не менее, в Интернете, как и в жизни, есть провокаторы -  те, кто сами пишут обидные вещи.  Не стоит отвечать тем же, лучше пожаловаться администрации сайта на обидчика, либо внести его в черный список. «Тролли» - люди, которые устраивают спор ради спора, чтобы вывести собеседника из себя, испортить ему настроение, на них не стоит реагировать - «не кормите троллей!».
  3. Все что мы отправляем в Интернет, остается там навсегда! Обсудите с ребенком, почему так важна репутация.  Интернет - не отдельный мир, а часть нашей жизни. Пользователь теряет контроль над той информацией, которую отправляет в Интернет, будь то фото или текст. Агрессивное высказывание, компрометирующая фотография, интимная переписка, обман других – все это может разлететься по Интернету, быть разослано друзьям или найдено учителем, будущим работодателем, и, в конечном итоге, испортить репутацию. 
  4.  Правило десяти секунд или правило «Бабушки»! Научите ребенка оценивать последствия своих действий, используя такие правила. Прежде чем отправить что-то (сообщение, фото или видео) в Интернет сосчитай до десяти и подумай, а стоит ли? Или подумай, что скажет ваша бабушка, если увидит это?

 

*По данным исследований Фонда Развития Интернет  «Цифровая компетентность подростков и родителей.» (2013 г.) и «Дети России Онлайн» (2010-2011 гг.).