30.05.2014 - EU Kids Online, Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Фонд Развития Интернет.

Дети подвержены медиапанике

"Сенсационные новости, публикуемые в жёлтой прессе, в значительной мере определяют представления современных детей об Интернете", - вот один из выводов, представленных в последнем отчёте проекта EU Kids Online реализуемого Лондонской школой экономики и политических наук (LSE).

Что знают современные дети об онлайн-рисках? Почему они воспринимают некоторые ситуации как негативные? Что они делают для того, чтобы предотвратить или справиться с сетевыми угрозами? - Эти и другие вопросы были заданы детям в ходе интервью, которые проводились в рамках общеевропейского проекта EU Kids Online. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на отношение детей к проблемам, с которыми они сталкиваются в Интернете.

Влияние СМИ

Дети разного возраста по-разному относятся к проблемам, с которыми они могут столкнуться в Интернете. Чем младше дети, тем больше их представления об Интернете отражают мнения, представленные в СМИ, а также мнения родителей. Дети старшего возраста в своих оценках Интернета больше опираются на свой собственный опыт и опыт своих сверстников. Вместе с этим, когда речь заходит о рисках, с которыми дети сталкиваются относительно редко, например, общение и встречи с незнакомцами, важная роль в формировании образа Интернета принадлежит сенсационным новостям, публикуемым в жёлтой прессе. В связи с этим, детей важно предостерегать не только от сетевых угроз, но и от возможно ложной информации, транслируемой в некоторых СМИ.

"Необходимо быть осторожным, потому что в Интернете так много людей, и среди них могут быть похитители и педофилы. Я слышал об этом от своих друзей и их друзей. Была одна группа, они прикидывались в социальной сети маленькой девочкой. Кто-то ответил им, и, очевидно, это был педофил. Потом они назначили встречу, а полицейские сидели в засаде" (Мальчик, 15 лет, Бельгия).

Кибербуллинг - "ничего особенного"

Дети и родители по-разному относятся к проблемам, возникающим в Интернете. В первую очередь, это относится к кибербуллингу, который большинство детей отличает от других конфликтов, происходящих онлайн. Как правило, участие в онлайн-конфликте становится негативным опытом как для его инициатора, так и для жертвы. Иногда дети недооценивают проблему агрессии в Сети, полагая, что "ничего особенно" в кибербуллинге нет. Рассматривая агрессивное поведение своих сверстников, как норму, дети культивируют агрессивную атмосферу в Сети.

Важно помочь детям осознать, что "простое передразнивание" может перерасти в серьёзный конфликт. Столкнувшись с проявлениями агрессии в Интернете, дети должны быть готовы предпринять превентивные меры по её нейтрализации, прежде чем она выйдет из под контроля.

Со слов детей, важную роль в борьбе с кибербуллингом и разрешении сетевых конфликтов играют друзья и сверстники. Поддержка со стороны очевидцев, совместный отпор агрессору, улаживание конфликтных ситуаций - вот наиболее эффективные способы совладания с кибербуллингом. Поэтому необходимо активнее использовать потенциал детского коллектива для борьбы с различными проявлениями агрессии в Сети.

"Однажды я играл в онлайн-игру, там был чат, позволяющий общаться с другими игроками во время игры. Я говорил, но уже не помню что, я был новичком и задавал разные вопросы, а меня начали оскорблять. Я просил их прекратить, но от этого стало ещё хуже. Я так и не понял, что их так разозлило, что-то глупое. Один из игроков сказал мне: "Подожди, я найду и побью тебя," - или что-то в этом духе" (Мальчик, 16 лет, Румыния).

Родительская чуткость и внимательность

Исследование показало, что многие родители рассказывают детям, какие ситуации в Интернете могут стать источником проблем, однако они недостаточно ясно объясняют, почему именно они так считают. Как правило, это вызывает у детей замешательство и непонимание. Наряду с этим, стремление родителей контролировать онлайн-активность своих детей может вызвать напряжённость в отношениях. Это является одной из причин, по которой дети не доверяют родителям свои проблемы.

Вместо того чтобы запугивать своих детей, родители должны говорить с ними об Интернете. Ребёнку необходимо рассказать о потенциальных онлайн-угрозах, объяснить, почему та или иная ситуация может стать источником проблем, научить избегать и справляться с онлайн-рисками. Важно уважать потребность детей в независимости и самостоятельности, особенно в подростковом возрасте.

"Важную роль в профилактике онлайн-рисков играет повышение цифровой компетентности детей и подростков. Дети должны иметь широкие представления об Интернете, его возможностях и потенциальных угрозах. Эти знания могут помочь ребёнку лучше оценивать возможные онлайн-риски и справляться с различными проблемами в Сети самостоятельно, когда родителей рядом нет," - подчёркивает директор Фонда Развития Интернет, Галина Солдатова.

"Мне разрешают пользоваться Интернетом, но не разрешают загружать картинки, потому что они могут привлечь похитителей. Мои родители постоянно говорят мне, что я не должен общаться с теми, кого я не знаю. Они не хотят, чтобы я общался с незнакомцами, потому что они могут оказаться похитителями и захотят встретиться со мной лицом к лицу. Я видел много подобных примеров, главное, чтобы это не произошло со мной. По телевизору часто рассказывают истории о людях, которые общались с незнакомцами в Интернете, а потом их убивали" (Мальчик, 11 лет, Испания).

Если родители чувствуют себя недостаточно уверенными в этом вопросе, они могут обратиться за помощью и информационной поддержкой на всероссийскую бесплатную Линию помощи "Дети Онлайн" (8-800-25-000-15) или на информационный портал Фонда Развития Интернет "Дети России Онлайн" (http://detionline.com/).

Отчет