Использование интернета детьми становится более закрытым (недоступным родительскому взору), чем когда-либо: поскольку меняются риски, должно меняться и воспитание

С 2006 года сообщество проекта Европейский союз «Дети Онлайн» исследовало возможности и риски интернета для детей. Сейчас данный проект суммирует полученные выводы в своем финальном отчете.

Использование интернета детьми становится более закрытым (недоступным родительскому взору), чем когда-либо: поскольку меняются риски, должно меняться и воспитание

Окончательный отчет подводит итоги совмещенных результатов и рекомендаций, касающихся детей и онлайн-рисков, базируясь на исследовательской работе более чем 150 исследователей в 33 странах.

 

Увеличение воздействия сообщений с оскорбительным содержанием (hatemessages), сайтов, пропагандирующих анорексию и самоповреждение (self-harm), кибербуллинга.

 

За время существования проекта (2011-2014 г.) пользовательские паттерны поведения детей в сети существенно изменились: теперь они используют интернет в своей ежедневной жизни и большем количестве мест. В частности, новые устройства, оснащенные интернетом, делают использование интернета детьми более закрытым, недоступным родительскому взору, чем когда-либо. В то же время, по сравнению с 2010 г., европейцы 11-16 лет сейчас более подвержены таким рискам, как получение сообщений с оскорбительным содержанием (с 13 до 20%), сайтов, пропагандирующих анорексию (с 9 до 13%), самоповреждение (с 7 до 11%) и кибербуллингу (с 7 до 12%).

 

Сейчас учеными, осуществляющими данный проект, также было обнаружено, что европейцы отличаются друг от друга. Кросс-культурные различия наиболее очевидны в распространенности рисков, связанным с контентом сексуального содержания. Дети, которые подвергаются буллингу или распространяют свои персональные данные, равномерно распределены по всей Европе.

 

Доказательная политика

 

Одной из ключевых целей данного проекта является является обеспечение активного диалога с заинтересованными сторонами и заверение их в том, что политика, предлагаемая проектом, имеет прочную доказательную базу. Вопросы о детях и средства массовой информации склонны провоцировать сильные страхи и чувства. Как исследователи, мы стараемся получить ясную картину того, что дети действительно делают, чувствуют, и что является для них вредным, с целью информирования политических деятелей и разработки предписаний. Успех был выдающимся: вице-президент Европейской Комиссии и Еврокомиссар по вопросам использования цифровых устройств Нелли Кройс (Neelie Kroes) заявляет: «Проект «Европейский Союз: Дети Онлайн» представляет для европейских заинтересованных сторон чрезвычайную важность в качестве ключевого провайдера научных данных, вызывающих доверие, для того, чтобы помочь нам сделать интернет для детей лучше».

 

Фонд Развития Интернет советует обеспокоенным родителям:

  • Поддерживать исследование детьми интернета с раннего возраста и информировать их о преимуществах и рисках, которые содержит интернет;
  • Фокусироваться на повышении возможностей ребенка, навыков совладающего поведения и устойчивости к потенциальному вреду;
  • Меньше думать о рисках, взамен фокусироваться на вовлечении в развлекательные виды деятельности и позитивном контенте;
  • Регулярно спрашивать детей о том, что в сети они, возможно, находят проблематичным;
  • Ясно обозначать свои ожидания и правила, касающиеся поведения в сети
  • Быть достаточно критичными в отношении той информации, которую предлагают средства массовой информации в отношении онлайн-рисков

 

10 ключевых результатов проекта:

 

  1. Чем больше дети используют интернет, тем больше навыков использования цифровых технологий они получают и тем выше они забираются «по лестнице онлайн-возможностей» для извлечения выгоды.
  2. Не все случаи использования интернета приносят пользу: шанс того, что ребенок получает пользу от использования интернета, зависит от его возраста, пола, социально-экономического статуса, родительской поддержки и наличия доступного позитивного контента.
  3. Использование детьми интернета, их навыки и возможности также связаны с онлайн-рисками: чем чаще использование – тем больше риск нанесения вреда, поэтому даже большие усилия необходимы для предотвращения возрастающего риска.
  4. Не все риски наносят вред: шанс, что онлайн-опыт расстроит ребенка или навредит ему частично зависит от его возраста, пола и социально экономического статуса, а также от его устойчивости и наличия ресурсов для того, чтобы справиться с происходящим в сети.
  5. Также важна роль родителей, школы и сверстников, национальные положения относительно регулирования безопасности контента, культурные ценности и система образования.
  6. Порнография возглавляет список детских опасений в сети.
  7. Жестокий, агрессивный, насильственный, кровавый контент располагается на втором месте и достаточно близко – хотя насилие получает меньше публичного внимания нежели сексуальный контент.
  8. Особенно расстраивает детей реальный (или реалистичный контент), нежели выдуманное насилие, а также насилие против беззащитных, например, детей либо животных.
  9. Волнения детей по поводу онлайн-рисков значительно возрастают с 9 до 12 лет. Младшие дети больше волнуются по поводу контентных рисков, с возрастом их больше волнуют поведенческие и коммуникативные риски.
  10. Дети воспринимают сайты-распространители видео-контента в качестве наиболее связанных с жестокими, порнографическими, а также другими видами контентных рисков. 

 

Для получения более подробной информации.

 

Для получения окончательного интерактивного отчета «Европейский Союз: Дети Онлайн» - Результаты, методы, рекомендации», Вы можете ознакомиться с проектом по следующим ссылкам  http://lsedesignunit.com/EUKidsOnline/ www.eukidsonline.net

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА В ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

Используя полученные данные относительно деятельности в сети, рисков нанесения вреда и родительского вмешательства, мы обнаружили четыре кластера, в каждый из которых входят различные Европейские страны. Они формируют портрет Европы в сфере детей и онлайн-рисков (см. карту).

Поддерживаемые рискующие исследователи (Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция)

  • В этот кластер вошло больше детей, которые являются опытными социальными пользователями. Они встречаются с большим количеством социальных рисков, а их родители более активно вовлекаются в то, каким образом их дети используют интернет.
  • Родительская медиация, возможно, эволюционирует вместе с рисками и возможностями, с которыми сталкиваются дети: поскольку они получают больше опыта и встречаются с большими рисками, родители более активно защищают их от вреда  при использовании интернета. Однако здесь есть относительно небольшая группа уязвимых детей, которые испытывают схожий уровень риска с их сверстниками в других странах и недостаток как родительской поддержки, так и возможностей, которые приносят удовольствие их сверстникам.
  • Таким образом, политика в данных странах должна заключаться в поддержке родителей и школ, стимулировании игровой индустрии повышать ответственность в сфере интернет-безопасности, включая идентификацию и поддержку тех немногих уязвимых детей, которые могут «потеряться» в среде, полной «экспертов».

Частично поддерживаемые рискующие исследователи (Болгария, Кипр, Чешская республика, Эстония, Польша, Румыния)

  • В этих странах дети используют онлайн-возможности умеренно, в основном фокусируются на развлечениях, в частности, играх. Однако они все же испытывают относительно высокий уровень риска и вреда: некоторые какой-либо из рисков, другие – весь спектр рисков.
  • Родители осуществляют довольно разнообразные стратегии медиации в данных странах, включая активные и ограничивающие методы медиации, хотя они кажутся относительно неэффективными. Это может происходить, поскольку онлайн-возможности и связанные с ними цифровые навыки возникли в данных странах сравнительно недавно, поэтому поддерживающие структуры и эффективные методы воздействия пока не разработаны.
  • Хотя кажется, что родители пытаются применять различные стратегии по всем направлениям, необходимо дальнейшее исследование для того, чтобы понять, почему уровень риска относительно высок, и какие дальнейшие вмешательства будут эффективными для того, чтобы увеличить возможности интернета и уменьшить вред.

Защищенные ограничениями (Бельгия, Франция, Германия. Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Испания, Турция, Соединенное Королевство Великобритания)

  • Онлайн опыт детей в данном кластере стран характеризуется относительно низкими уровнями различных рисков, возможно, поскольку использование интернета более ограниченно, и деятельность в сети регламентирована сильнее. Хотя родители могут радоваться тому, что их ограничительные меры предупреждают риск, кажется, что они упускают множество возможностей интернета.
  • Тем, кто осуществляет политику в сфере данной проблемы, родителям и работникам системы образования стоит задаться следующим вопросом: можно ли увеличить возможности использования интернета, одновременно ограничивая распространение рисков и вреда? Вероятно, это может быть достигнуто с помощью снятия самых сильных ограничений за счет повышения активности родительской медиации.
  • Подход такого рода предполагает понимание того, что вследствие этого риски, вероятно, возрастут. Поэтому необходимо дальнейшее исследование с целью прояснения степени готовности детей к встрече с рисками и их эффективному преодолению.

Незащищенные пользователи (Австрия, Венгрия, Литва, Словения)

  • В данном кластере опыт использования детьми интернета достаточно узок, но потенциально проблематичен: социальные аспекты интернета 2.0, кажется, были с удовольствием приняты, поэтому дети встречаются с интернет-рисками, но несильно страдают от вреда, находясь в контакте с возможностями мировой сети.
  • Затруднение здесь состоит в том, что родители не так вовлечены в использование их детьми интернета, нежели в кластере «поддерживаемых рискующих пользователей», с которыми во всем остальном они схожи. Возможно, потому, что, как и в семьях «частично-поддерживаемых рискующих геймеров», интернет здесь является сравнительно недавним дополнением во многих семьях, особенно для родителей.

Информация о проекте и опросе:

 

  • Главной целью проекта «Европейский Союз: Дети Онлайн» является повышение знаний, опыта и навыков европейских детей и родителей в области интернет-рисков и безопасного использования интернета и новых онлайн-технологий, и тем самым, повышение уровня информированности, а также продвижение безопасной онлайн-среды для детей. Спонсором проекта выступает фонд «EC Safer Internet Programme» (SI-2010-TN-4201001).

 

  • В проект включены страны: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Республика Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция и Соединенное Королевство Великобритания. Также партнерами проекта выступают исследователи из Австралии, США, Бразилии.

 

  • Исследование «Европейский Союз: Дети Онлайн» проводилось в очной форме, в виде опроса на дому, с участием 25000 детей, использующих интернет, в возрасте 9-16 лет, и их родителей, с помощью стратифицированной случайной выборки и самостоятельных форм для заполнения для наиболее щепетильных вопросов.

 

  • Наши последние исследовательские данные, методы и рекомендации включают обновленные результаты опроса 25 стран, глубинных интервью с 9-16-летними детьми в девяти странах, расширенный открытый доступ к европейской доказательной базе и набору научных методов и инструкций в помощь исследователям.