Cartoon Network, один из ведущих детских телеканалов, входящий в портфолио «Медиа Альянс», провел всероссийскую антибуллинговую кампанию «Будь сильнее — будь другом». Второй год подряд она прошла при содействии Фонда Развития Интернет, многие из проектов которого посвящены безопасности детей и подростков в России. В прошлом году кампания стартовала весной, а в этом была приурочена к началу занятий в школах, чтобы вдохновить детей по-новому взглянуть на дружбу в новом учебном году.

Завершилась ежегодная антибуллинговая кампания

Буллинг (или агрессивное унижение одних детей другими) — это не просто конфликт между двумя учениками. Зачастую это проблема коллектива, в которую вовлечено множество участников. Поэтому кампания была адресована самой широкой аудитории: ученикам, педагогам и родителям, но как телеканал с большой детской аудиторией Cartoon Network стремился обратиться в первую очередь к школьникам, рассказав о ценностях дружбы и взаимоуважения на понятном и доступном им языке.

Социальная инициатива Cartoon Network была направлена не только на привлечение внимания к проблеме школьной травли, но и изучение проблемы детской агрессии и ее восприятия учениками, родителями и учителями. С этой целью и при содействии специалистов Фонда Развития Интернет были разработаны опросники для всех трех аудиторий. Полученные результаты помогли выявить закономерности, по-новому взглянуть на проблему и узнать, чем же является буллинг для самих школьников, их родителей и педагогов, какие пути выхода из конфликтных ситуаций они видят. В опросе приняли участие более 1500 человек со всей России, и его результаты помогли сделать следующие выводы:

  • Основными причинами буллинга родители считают проблемы в общении с одноклассниками (49%), низкую или, напротив, высокую успеваемость (34%) и особенности внешнего вида ребенка (24%).
  • Примечательно, что с точки зрения педагогов, к причинам конфликтов также относятся особенности развития ребенка (44%) и разница в уровнях социального состояния и статуса (36%).
  • Почти половина родителей-участников опроса сами сталкивались с травлей в школах, и более 30% респондентов считают лучшим способом решения проблемы — научить ребенка постоять за себя, что, по убеждению психологов, напротив, является далеко не однозначным советом и зачастую приводит к усугублению конфликтов.
  • С буллингом в одинаковой степени сталкиваются как мальчики (33% респондентов), так и девочки (31% респондентов) — это дает возможность говорить о том, что агрессия, как минимум в школьном возрасте, не зависит от гендерной принадлежности. Этот факт подтверждают и последние наблюдения Фонда Развития Интернет: с травлей столкнулись 44% учеников и 56% учениц московских школ, где проводилось исследование.
  • Почти половина школьников (48%) признались, что обязательно заступаются за жертву буллинга, только если видят, что обижают их друга, но в иных ситуациях предпочитают не вмешиваться, поскольку боятся агрессора. Именно поэтому так важно разговаривать с детьми о дружбе и терпимости, учить их взаимопомощи и уважении по отношению к каждому.
  • Более трети учителей (36%) назвали максимально эффективным методом борьбы с буллингом специальные занятия с классом, тематические активности, направленные на развитие чувства ответственности не только за своего друга, но и за каждого члена коллектива. 

В рамках антибуллинговой кампании Cartoon Network таким мероприятием стал всероссийский конкурс «Дружба на 5+», призванный объединить педагогов и учеников и помочь учителям поговорить с детьми о дружбе, толерантности и взаимоуважении. Участникам конкурса необходимо было продемонстрировать, что именно их класс является самым дружным, прислав стенгазету, фотографию или видеоролик. Всего в конкурсе приняли участие почти пять тысяч школьников со всей России. Победителями в номинации «Видео» стал 7 «б» класс ГБОУ СО «Верхотурская гимназия». «Мы разные — мы вместе», — подытожили свой ролик о дружбе ученики. В номинации «Стенгазета» победу одержал 8 класс МБОУ «Б. Терсенская СОШ» Уренского района Нижегородской области, ученики которого вывели свою формулу дружного класса. «Мир интересен тогда, когда внутри и вокруг тебя мир» — уверены победители.

Для максимально полного освещения проблемы кампания использовала самые разные ресурсы и форматы: телеэфир Cartoon Network, официальный сайт проектаdruzhbacn.cartoonnetwork.ru, крупнейший в России образовательный порталdnevnik.ru. На каждой площадке были размещены специально разработанные специалистами Фонда Развития Интернет методические рекомендации и практические советы по профилактике буллинга. Галина Владимировна Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ провела вебинар для родителей и педагогов, в рамках которого обсуждались причины и виды буллинга, его последствия и эффективные меры предотвращения. Горячей линией кампании стал бесплатный телефон доверия «Дети Онлайн» 8 800 25 000 15. С начала сентября доля обращений, касающихся буллинга и кибербуллинга (травли в интернете), увеличилась в 4 раза. Это позволяет говорить о том, что кампания помогла привлечь внимание широкой аудитории к одной из острейших проблем, стоящих перед современными школами, и обеспечила доступ к квалифицированной помощи тем, кто в ней нуждался.

«По статистике Фонда Развития Интернет, каждый пятый ребенок в России регулярно сталкивается с издевательствами и запугиванием в реальной жизни или в интернете. Эмпатия и способность сопереживать, понимание того, что приемлемо, а что недопустимо — все это не рождается в одну секунду. Это сложный процесс, долгий путь, который учителя и родители должны помочь пройти детям. Антибуллинговая кампания Cartoon Network и Фонда Развития Интернет стала для нас новым шагом на этом пути, позволила обратиться и к ученикам, и к педагогам, и к родителям одновременно, привлечь внимание к проблеме на всех доступных нам уровнях, оказать профессиональную помощь и поддержку всем, кто в них заинтересован», — говорит Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет.

«Мы довольны результатами кампании. Нам удалось обратиться к родителям, педагогам и самое главное — к детям, предложить им поразмышлять над тем, что такое дружба, что она значит для них и почему так важно быть терпеливыми друг к другу. Надеюсь, что в мы и в дальнейшем продолжим работать в этом направлении», — комментирует Григорий Лавров, генеральный директор компании «Медиа Альянс», которая представляет Cartoon Network в России.