Семинар прошел 1 февраля на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках 10-ой недели безопасного Рунета. Неделя безопасного Рунета является российской частью международных мероприятий Международного Дня безопасного Интернета (Safer Internet Day), координируемых Европейской сетью Центров безопасного Интернета Insafe и проходящих более чем в 130 странах мира.

Фонд Развития Интернет выступил организатором научно-практического семинара «Безопасность цифрового детства: новые риски и цифровая культура».

Организаторы мероприятия: Фонд Развития Интернет, факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ).

В семинаре приняло участие около 200 человек – научных сотрудников и преподавателей высшей школы, работников образования Москвы и Московской области, молодых ученых, практикующих психологов.

На семинаре были представлены доклады, посвященные последним научным исследования влияния инфокоммуникационных технологий на развитие детей и подростков, а также выступления по прикладным аспектам развития безопасного использования цифровых технологий от специалистов IT-отрасли.

Семинар открыла Солдатова Г.В., докт. пс. наук, член-корр РАО,  директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, ведущая семинара.

 Холмогорова А.Б., докт. пс. н., зав. лабораторией клинической психологии и психотерапии ФМИЦПН им. В.П. Сербского, декан факультета консультативной и клинической психологии МГППУ. В своем докладе, подготовленном совместно с коллегами Евлашкиной Н.М., Авакян Т.В., Клименковой Е.Н. и   Малюковой Д.А., она рассказала об основных подходах к  исследованию социального познания и психического здоровья детей и молодежи в условиях информационного общества.

 Ениколопов С.Н., канд. пс. н., вед. научный сотрудник факультета психологии МГУ, руководитель отдела медицинской психологии научного Центра психического здоровья РАМН, представил слушателям доклад «Кибербуллинг и киберсталкинг: риски и профилактика», в котором затронул методологические и теоретические вопросы агрессивного поведения в Интернете.

Гафурова А.Х., заместитель начальника управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора, рассказала об опыте информационно-разъяснительной работы ведомства с несовершеннолетними по защите их персональных данных, включая результаты по апробации пособия «Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете» (Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И. Шляпников В.Н., М.: Генезис, 2017) в детском лагере «Артек».

Жилавская И.В., канд. фил. наук, заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ, выступила с докладом «Медиабезопасность и информационная гигиена», в котором рассказала об основах формирования критического мышления у юных пользователей. Предложение докладчика о разработке нескольких образовательных моделей по обучению детей и подростков навыкам работы с информацией в рамках предмета ОБЖ, получило позитивный отклик и нашло поддержку у педагогов. 

Дозорцева Е.Г., докт. пс. наук, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста  ФМИЦПН им. В.П. Сербского,  в своем выступлении рассказала об интернете как одном из факторов, который  рассматривается в процессе экспертизы совершенных суицидов у подростков, а также о новых проблемах в данной области. Внимание слушателей привлекли этические аспекты проблемы, в частности, должен ли психолог сообщать родителям либо в органы полиции об интересе ребенка к деятельности суицидальных групп. Было высказано предложение о специальном рассмотрении данной темы в последующих семинарах.

Солдатова Галина Владимировна, докт. пс. наук, член-корр РАО,  директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, представила доклад «Интернет и подростковый суицид: место в структуре рисков и возможности мониторинга контента», подготовленный вместе с коллегами Журиной М.А. и Олькиной О.И. В своем докладе она рассказала об эволюции и новых формах онлайн-рисков (кибербуллицид, рекрутинг в закрытые сообщества и др.) и подробно остановилась на методах исследований негативного суицидального контента и анализе деятельности закрытых «групп смерти» в социальных сетях.

После перерыва состоялась вторая часть семинара, в которой были представлены следующие выступления:

Парфентьев Урван Урванович, канд. полит. наук, координатор центра безопасного интернета РОЦИТ представил  доклад «Новые горизонты применения цифровых технологий для детской безопасности», в котором были рассмотрены вопросы, связанные с киберунижением, троллингом и поиском пропавших детей.

Хломов Кирилл Даниилович, канд. пс. наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, на примерах из собственной практической деятельности рассказал о наиболее типичных ситуациях рискованного поведения московских подростков в интернете и их последствиях для реальной жизни ребенка. С точки зрения докладчика, наибольший интерес представляет процесс «переключения» ребенка с виртуальной среды на реальную, и наоборот (в первую очередь – в ситуациях буллинга и кибербуллинга), и исследование факторов, определяющих безопасное протекание данного процесса.

Тимофеев Дмитрий Сергеевич, канд. пс. наук, старший преподаватель АНО «Доверие», представил  доклад «Интернет, родители, дети, учителя: воспитание или контроль», в котором рассказал о внутрисемейных отношениях как важном факторе, определяющем успешность интеграции ребенка в современную социальную ситуацию развития в цифровом мире.

Аракчеева Наталья Александровна, руководитель проектов «Неделя безопасного Рунета в РГДБ» и «Вебландия» и Чудинова В.П., канд. пед. н., главный научный сотрудник РГДБ, представили доклад «Роль детских библиотекарей в развитии цифровой культуры детей и подростков», в котором рассказали о вкладе библиотек в создание безопасной и интересной цифровой среды.

Олькина О.И., психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, научн. сотр. ГБОУ ВО АСОУ, выступила с докладом «Защита персональных данных подростков в процессе онлайн-коммуникации», подготовленном в соавторстве с Солдатовой Г.В. В нем были представлены психологические аспекты проблемы приватности, обоснована необходимость обучения подростков навыкам управления личной информацией в сети. По запросу слушателей докладчица пояснила феномен «случайного попутчика» в интернете, который заключается в том, что ребенку зачастую гораздо проще поговорить «по душам» с далеким виртуальным другом, а не с реальным знакомым или родителем.

Клименкова Е.Н., аспирантка кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ,  выступила с докладом «Способы коммуникации и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах», подготовленном в соавторстве со своим научным руководителем  Холмогоровой А.Б., в котором показала взаимосвязь уровня социальной тревожности и эмпатии с предпочитаемыми формами онлайн и оффлайн коммуникации. 

В завершении мероприятия Ярмина А.Н., аспирантка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова,  психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, представила доклад «Буллинг и кибербуллинг: агрессоры, жертвы и хамелеоны», в котором рассказала об основных психологических особенностях школьниках  - участниках ситуаций буллинга в школьной среде.