22 января в Брюсселе стартовал четвертый этап общеевропейского проекта EU Kids Online, объединившего исследовательские команды из 33 стран Европы, а также России, Австралии, Бразилии и Турции. Встреча участников проекта проходила в бельгийском отделении Hanse-Office при поддержке Еврокомиссии. Главной задачей встречи стал поиск направлений дальнейшего развития проекта с учётом мнения всех заинтересованных сторон. На мероприятии присутствовали не только участники EU Kids Online, но и представители Еврокомиссии, общественных организаций (European Schoolnet, Mediawijs), академического сообщества (Amsterdam School of Communication Research, European Cooperation in Science and Technology), а также IT-отрасли (ITC coalition for Children Online), которые поделились своими ожиданиями от будущего проекта. Россию на встрече представлял Владимир Шляпников, директор по социальным проектам Фонда Развития Интернет.

EU Kids Online: новый старт

«Сегодня EU Kids Online – это в первую очередь уникальная научно-исследовательская сеть, объединяющая более 120 экспертов в сфере коммуникации, социологии, психологии и других наук. Она является признанным источником достоверной информации об использовании Интернета детьми и подростками, как в Европейском союзе, так и за его пределами. Исследования, выполненные в рамках проекта, завоевали доверие у представителей органов государственной власти, общественных организаций, IT-индустрии, СМИ. Они породили целый ряд законодательных инициатив, которые направлены на развитие Интернета как полезного и безопасного пространства для развития детей и подростков на национальном и общеевропейском уровне. В связи с этим, сохранение сети EU Kids Online является одной из главных задач очередного этапа проекта», - отметил Уве Хасебринк, профессор Hans Bredow Insitut (Гамбург, Германия), на открытии мероприятия.

С момента старта первого этапа проекта прошло практически 10 лет, и за это время ситуация вокруг «детей в Интернете» в мире кардинально изменилась. Интернет стал неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения; знакомство детей с цифровыми технологиями происходит раньше и интенсивнее. Во многом благодаря усилиям участников проекта EU Kids Online произошли существенные позитивные сдвиги в регуляции IT-индустрии, как на национальном, так и общеевропейском уровне. В связи с этим, назрела объективная необходимость по-новому расставить основные приоритеты в рамках проекта и рассмотреть проблему использования цифровых технологий детьми и подростками в более широком социальном контексте.

«В соответствии с общеевропейской программой Horizon-2020, в ближайшие пять лет главной темой исследований должен стать инновационный потенциал Интернета и цифровых технологий, их влияние на качество жизни и субъективное благополучие детей и подростков, а также их роль в обеспечении прав ребёнка в цифровом пространстве. В современном обществе социальный, экономический и научно-технический прогресс неотделим от цифровых технологий. Поэтому Интернет становится важнейшим инструментом обеспечения равных прав и возможностей для детей и подростков и их приобщения к институту цифрового гражданства», - отметила Евангелия Маркиду, представляющая на встрече Еврокомиссию. 

Подвела итоги дискуссии Соня Ливингстон, профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Она подчеркнула, что в рамках четвёртого этапа проекта EU Kids Online необходимо перенести основные акценты с изучения отдельного ребёнка за компьютером к комплексному исследованию новой цифровой среды развития и обучения, в которой, наряду с детьми и подростками, присутствуют взрослые - родители и учителя. Эта новая среда обладает уникальными характеристиками, обеспечивающими высокий уровень мобильности, прозрачности и персонализации присутствия, что позволяет говорить о новом направлении исследований – цифровой экологии. Сегодня общественность заинтересована в объективной и всесторонней картине происходящего с детьми в Интернете, и только комплексный подход к проблеме позволяет получить её.

«Наши исследования должны способствовать эффективному освоению каждым ребёнком цифровых технологий, необходимых для достижения успеха и жизненного благополучия, а не препятствовать ему», - подчеркнула Соня Ливингстон.

Значительное внимание в рамках очередного этапа проекта планируется уделить организации новых совместных исследовательских проектов по вопросам полезного и безопасного Интернета для детей и подростков. В настоящее время участникам сети уже реализуется более 80 совместных проектов, главные темы которых:

  • использование Интернета дошкольниками и детьми, находящимися трудных жизненных ситуациях;
  • место Интернета в семье и родительская медиация;
  • использование Интернета в образовании, цифровая грамотность;
  • онлайн-риски и способы совладания с ними.

В связи с этим, возникает необходимость в разработке единой теоретической и методологической схемы, которая позволяла бы сравнивать и обобщать результаты исследований разных команд, проводить кросс-культурные и лонгитюдные исследования.

Подготовке к очередному общеевропейскому опросу, запланированному на 2018 год, было посвящено выступление Уве Хасебринка. В рамках этой секции был поставлен ряд принципиальных вопросов, касающихся содержания и организации нового исследования. Нужно ли разрабатывать новый опросный лист в соответствии с актуальными тенденциями в науке и обществе или стоит использовать старый опросник, чтобы иметь возможность сравнивать полученные результаты? Должен ли новый опрос проходить централизованно, как и раньше, или каждая сторона сможет выбирать наиболее удобное время и формы работы? Где найти дополнительные источники финансирования для такого масштабного исследования? – Какими будут ответы на эти вопросы, станет ясно в 2016 году, когда должна будет появиться окончательная редакция новой версии опросника EU Kids Online.

EU Kids Online уже давно вышел за пределы Европы. Опыту сотрудничества с исследовательскими командами из стран Азии, Африки и Латинской Америки был посвящён доклад Кристины Понте, профессора Universidade Nova de Lisboa (Лиссабон, Португалия). Одним из наиболее успешных примеров такого сотрудничества является проект «Дети Бразилии Онлайн», реализованный негосударственной организацией cetic.br. Сегодня проекты, аналогичные EU Kids Online, существуют в Чили, Эквадоре, Колумбии и Мексике. В декабре 2014 года было принято решение о присоединении к проекту Боливии и Парагвая.

«Мы обладаем уникальным опытом, инструментами, публикациями, базой данных, и мы готовы поделиться всем этим с исследователями из других стран, чтобы сделать Интернет лучшее и безопаснее для детей во всём мире», - подчеркнула Кристина в конце своего выступления.