Публикации Фонда

Монографии

Цифровое поколение России: компетентность и безопасность

Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.

Монография посвящена исследованию особенностей использования современными российскими детьми и подростками инфокоммуникационных технологий в различных онлайн-контекстах. На основе аналитических обзоров зарубежных и отечественных работ и серии авторских эмпирических исследований детей и подростков, их родителей и учителей (2009-2016 гг.) рассматриваются векторы изменений представителей цифрового поколения, особенности новой социальной ситуации развития и цифровой социализации, проблемы онлайн-безопасности и возможности совладания подростков с онлайн-рисками, связь особенностей пользовательской активности детей и подростков с различными стратегиями родительской медиации и цифровой компетентностью как детей, так и взрослых.


Цифровая компетентность подростков и родителей

Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

В 2013 г. Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компании Google реализовал всероссийское социально-психологическое исследование «Цифровая компетентность подростков и родителей». Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет.

В монографии рассматривается авторский подход к определению и диагностике цифровой компетентности личности в сетевом обществе. Представлены результаты первого общероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей. Рассматриваются такие ее компоненты как знания, умения, мотивация и ответственность в разных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуникация, техносфера, потребление); показывается необходимость учета как отношения человека к интернету, так и особенностей его деятельности. Обсуждаются вопросы разработки образовательных программ по формированию и повышению цифровой компетентности у взрослых и подростков. Монография адресована руководителям и экспертам органов управления образованием и специалистам образовательных учреждений, педагогам, психологам, социологам, специалистам в области медиаобразования, представителям СМИ, широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами развития интернета и его влияния на цифровое поколение, а также родителям и всем, кто интересуется психологией интернета.


Дети России онлайн

Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 213 с.

Russian Kids Online.Key findings of the EU Kids Online II survey in Russia. Galina Soldatova, Elena Rasskazova, Ekaterina Zotova, Maria Lebesheva, Marina Geer and Polina Roggendorf. M:Foundation For Internet Development, 2013. — 235 p.

Исследование «Дети России онлайн» осуществлено сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального институра развития образования Минобрнауки россии. Оно является частью международношго исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (2010-2011).

Подробнее об участии Фонда в проекте на официальном сайте



Пойманные одной сетью

Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с.

В книге представлены результаты серии исследований «Моя безопасная сеть», проведенных в 18 регионах России в рамках Года Безопасного Интернета в России, общая выборка которых составила более 6000 школьников, их родителей и ИКТ-продвинутых педагогов. Главный фокус исследований — особенности восприятия детьми и взрослыми глобальной сети, проблемы безопасности российских детей и подростков в Интернете, роль родителей в обеспечении безопасности и компетентность педагогов в использовании современных ИКТ.


Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития.

Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Ред.-сост. А.Е. Войскунский. M.: Акрополь, 2009. 279 с.

В книге подробно рассматриваются характерные для интернет-зависимых людей (взрослых и детей) способы поведения в сети. Ключевой вопрос: каковы признаки зависимости от интернета и кого считать зависимым. Данный вопрос также подробно обсуждается на страницах книги. Кроме того, имеется точка зрения, что такого заболевания, как интернет-аддикция, вообще нет, а те симптомы, которые считаются с ней связанными, представляют собой симптомы других заболеваний, не вызванных применением интернета. В первой на русском языке книге по зависимости от интернета представлен весь спектр мнений, высказанных и аргументированных ведущими отечественными и зарубежными специалистами по данной теме – психологами и психиатрами. Книга может быть рекомендована специалистам в области психологии, медицины, информатики, а также специалистам в области психологии, медицины, информатики, а также педагогам и всем заинтересованным пользователям современных сетевых технологий.


Интернет и наука: 15 лет пути. Ведущие специалисты по информационным технологиям о прошлом, настоящем и будущем Интернета. (2005)

Сборник интервью. был выпущен к 15-летнему юбилею отечественного интернета. Он посвящен истории интернета в России и проблемам взаимодействия науки и интернета. Интервьюеры Фонда беседовали с ведущими специалистами в области IT, которые стояли у истоков возникновения интернета в стране. Все они - родом из науки, и каждый внес свой особый вклад в развитие отечественного интернета. Министры, ученые, политики, бизнесмены вспоминают, делятся мыслями, заглядывают в будущее компьютерных сетей, обсуждают роль науки и образования в развитии информационных технологий. В интервью также затрагивались вопросы о перспективах развития научных сетей и интернета в целом и задачах, которые стоят перед Рунетом сегодня.