Публикации Фонда

Методические пособия

ЦИФРОВЫЕ ПРАКТИКИ СОЛИДАРНОСТИ: НА СЛУЖБЕ У ДОБРЫХ ДЕЛ. МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ЦИФРОВОЙ МИР

Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел. Методическое пособие – М.: Московский институт психоанализа, 2022. – 164 с.

Методическое пособие представляет систему практических упражнений, направленных на формирование цифровой культуры солидарности и соучастия в молодежной среде для достижения социально значимых целей и развитие лидерского потенциала молодежи как ответственных цифровых граждан. Пособие включает четыре модуля, посвященных наиболее важным сферам развития цифрового гражданства: повышение медиаграмотности и конструирование позитивного информационного пространства; развитие цифровой культуры общения и совладания с коммуникационными онлайн-рисками; формирование навыков защиты и управления персональными данными; формирование мотивации и навыков реализации позитивных цифровых практик и ответственной этической позиции по отношению к технологическому прогрессу. В рамках модуля упражнения разделены на несколько тематических блоков и оснащены пошаговой инструкцией для ведущего и необходимыми материалами для их подготовки и проведения.

Методическое пособие адресовано педагогам и психологам, работающим в системе общего, профессионального и высшего образования, руководителям образовательных учреждений, учителям-инноваторам, классным руководителям, кураторам, специалистам по информатизации учебного процесса, педагогам, работающим в области развивающего обучения, библиотекарям, специалистам в области медиаобразования, работникам системы дополнительного профессионального образования учителей, студентам и аспирантам педагогических и психологических вузов. Методическое пособие подготовлено в рамках проекта «Молодежный форум "Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел”» при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ЦИФРОВОЙ МИР

Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир. Учебное пособие. – М.: Московский институт психоанализа–Когито-Центр, 2021. – 236 с.

Учебное пособие посвящено анализу существующих и динамично меняющихся социокультурных онлайн-практик в условиях цифровизации повседневной жизни во всех ее сферах. В пособии представлен анализ зарубежных и российских работ и результаты собственного мониторинга позитивных онлайн-практик. Подростки и молодежь исследуются как наиболее активные пользователи цифровых технологий, оказавшиеся в авангарде процесса формирования и развития различных онлайн-практик – флешмобов, челленджей, цифрового активизма, онлайн-благотворительности, онлайн-волонтерства, блогинга, краудсорсинга. Выявлено, что молодые люди – не только деятельные участники таких онлайн-практик, но также активно конструируют их для решения социально значимых проблем, связанных с развитием общества, его солидаризацией, поддержкой уязвимых групп населения, взаимопомощью в трудных жизненных ситуациях – таких как пандемия, – и в цифровом мире, и в мире «смешанной реальности». Предложены рекомендации по формированию и поддержке позитивных онлайн-практик в молодежной среде для работников общего, профессионального и высшего образования. Пособие подготовлено в рамках проекта «Развитие и поддержка позитивных социальных и культурных цифровых практик в молодежной среде» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи.

Учебное пособие адресовано педагогам и психологам, работающим в системе общего, профессионального и высшего образования, руководителям образовательных учреждений, учителям-инноваторам, классным руководителям, специалистам по информатизации учебного процесса, педагогам, работающим в области развивающего обучения, библиотекарям, специалистам в области медиаобразования, работникам системы дополнительного профессионального образования учителей, студентам и аспирантам педагогических вузов.

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ЦИФРОВОЙ МИР: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете

Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Дренёва А. А., Илюхина С. Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете: Учебно-методическое пособие. – М.: Когито-Центр, 2019. – 176 с.

Цель данного пособия – повышение у педагогов и психологов образовательных учреждений цифровой компетентности и медиаграмотности в области кибербезопасности; формирование профессиональных компетенций, необходимых для разработки и реализации практических программ противодействия и профилактики деструктивного и аутодеструктивного поведения в Интернете; развитие позитивной цифровой культуры поведения у подростков и молодежи и повышение информационной безопасности в образовательной среде.

Пособие подготовлено в рамках проекта «Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в Интернете у подростков и молодежи – Мы в ответе за цифровой мир» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи и реализовано Московским Институтом Психоанализа, совместно с сотрудниками Фонда Развития Интернет.

Курс «Кибербезопасность»

Курс «Кибербезопасность» – это 5 тренажеров, программа и методическое пособие для учителей.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности.

Школьников по курсу сопровождает персональный помощник: юный специалист Кибернешка (5-6 класс), опытный магистр Кибер Нетов (7-8 классов), профессор Кибер Нетович (9 класс) для создания позитивного восприятия и повышения мотивации обучающихся при освоении курса.

Тренажер стилизован под интерактивное взаимодействие с обучающимся в форме постов социальной сети от лица персонального помощника. Персональный помощник в начале каждого тренажера дает справку об Интернете и курсе «Киберпсихология», а также знакомит с основными рубриками, с которыми обучающиеся будут знакомиться в тетради (#Словарик, #Из_истории_Интернета, #Любопытный_факт, #Совет_Кибернешки и др.).

Интерактивное поле курса также создают сверстники подростков с разными характерами и особенностями использования интернета, которые взрослеют от класса к классу. Представлены сквозные персонажи: Гоша Геймеров, Рита Картинкина и Игорь Неюзеров. Данные персонажи отражают разные типы пользователей. Гоша Геймеров – «игрок», для него Интернет, в первую очередь, место для онлайн-игр. Рита Картинкина – «общительная», для нее Интернет – место для общения и самопрезентации. Игорь Неюзеров – «любознательный», для него Интернет служит.

Задания приближены к реальным ситуациям, с которыми подростки сталкиваются каждый день при пользовании интернетом.

Работа проводится индивидуально, в парах и группах, в том числе, с использованием цифровых устройств. Задания даются в разных форматах: вопросы для размышления, поиск информации в интернете, проведение исследований, решение кейсов, выполнение творческих заданий, проектная работа, задания в игровой форме, квесты и т.д.

Дети в увлекательной форме осваивают вместе с героями необходимую информацию и тренируют навыки безопасного использования интернета.

Курс «Кибербезопасность» поможет подростку стать успешным гражданином цифрового мира.

На сайт издательства

Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете

Пособие направлено на повышение уровня цифровой компетентности школьников и учителей в сфере управления персональными данными в интернете.

Фонд Развития Интернет, Координационный центр национального домена сети Интернет, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации подготовили учебно-методическое пособие для работников системы общего образования «Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете».

Пособие посвящено решению актуальной задачи: повышению цифровой компетентности школьников и учителей в сфере управления персональными данными в интернете. В нем проанализированы теоретические и методические аспекты проблемы приватности и персональных данных. Практикум разработан для учащихся 6–10-х классов общеобразовательных школ в соответствии с принципами культурно-деятельностного подхода в психологии и педагогике. Материалы к урокам подготовлены с учетом действующего законодательства РФ, а также мирового опыта управления персональными данными в интернете.

Пособие адресовано учителям, классным руководителям, педагогам- психологам, библиотекарям, специалистам по информатизации учебного процесса, руководителям образовательных учреждений, а также руководителям и экспертам органов управления образованием, специалистам в области медиаобразования, работникам системы дополнительного профессионального образования учителей, студентам и аспирантам педагогических вузов.

Материалы проекта предоставляются на некоммерческой основе и открыты к использованию в образовательных целях.

Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.) / Г. У. Солдатова, А. А. Приезжева, О. И. Олькина, В. Н. Шляпников. — Генезис Москва, 2017. — 224 с.

Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: практическое пособие

Практическое пособие разработано на основе результатов исследований особенностей использования интернета российскими детьми и подростками, осуществленных сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет в 2009–2016 гг. Создание и внедрение пособия осуществлялись при поддержке и в рамках образовательно-выставочного проекта компании МТС «Дети в Интернете» – комплекса мероприятий, объединившего интерактивные выставки, обучающие уроки для младших школьников, родительские собрания и мастер-классы для учителей по полезному и безопасному использованию интернета. С 2012 по 2016 г. в программе приняли участие более 320 000 детей, педагогов и родителей из 30 регионов России. Практическое пособие адресовано работникам системы образования, психологам, педагогам начальных классов, классным руководителям, педагогам-библиотекарям, преподавателям по информатике и ОБЖ, студентам педагогических и психологических факультетов вузов, родителям школьников младших классов.

Солдатова Г. У. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: практическое пособие / под ред. Г.У. Солдатовой; 3-е изд., перераб. и доп. — Федеральный институт развития образования Москва, 2017. — 64 с.

Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования

Данное практическое пособие направлено на повышение цифровой компетентности школьников и педагогов в сфере управления персональными данными и формирование навыков управления репутацией в Сети. Упражнения предназначены для учащихся 6–10-х классов общеобразовательных школ в соответствии с принципами культурно-деятельностного подхода в психологии и педагогике. Все учебные материалы разработаны в соответствии с действующим российским законодательством, а также с учетом мирового опыта в сфере контроля и защиты персональных данных. Пособие адресовано учителям, классным руководителям, педагогам-психологам, библиотекарям, специалистам по информатизации учебного процесса, руководителям образовательных учреждений, а также руководителям и экспертам органов управления образованием, специалистам в области медиаобразования, работникам системы дополнительного профессионального образования учителей, студентам и аспирантам педагогических вузов.

Солдатова Г. У., Приезжева А. А., Олькина О. И. Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования. — АСОУ Москва, 2017. — 73 с.

Простые компьютерные уроки для тех, кому за 50. Компьютер и Интернет - это просто 

Данный курс призван приобщить всех желающих и, в первую очередь, людей возраста поздней зрелости, к миру интернета, познакомить с основными сферами его использования, создать основу для дальнейшего самостоятельного расширения навыков использования интернета. Особый акцент сделан на том, чтобы создать теплую дружественную атмосферу сотрудничества между участниками процесса обучения. Основная миссия данного проекта – помочь освоить интернет всем представителям данной возрастной категории, которые в этом нуждаются и хотят этого, сделать для них доступным, привычным и безопасным новый цифровой мир с безграничными возможностями для творчества, общения и передачи своего жизненного опыта другим поколениям цифровых граждан.

 

Методическое руководство «Сети все возрасты покорны» — результат совместного проекта Группы МТС, Фонда Развития Интернет и Фонда «Связь поколений», направленного на обучение людей зрелого возраста навыкам использования Интернета для решения повседневных жизненных задач, популяризацию современных информационно-коммуникационных технологий и полезных онлайн-сервисов среди старшего поколения. Миссия проекта — содействие социальной адаптации людей старшего возраста в информационном обществе, сокращение «цифрового разрыва» между представителями разных поколений.

Простые компьютерные уроки для тех, кому за 50. Компьютер и Интернет - это просто / Д. А. Кольчугин, М. И. Лебешева, Е. И. Серегина, Г. У. Солдатова. — АСТ Москва, 2015. — 160 с.

Интернет: Возможности, Компетенции, Безопасность

Фонд Развития Интернет, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компании Google подготовили пособие для учителей средней школы «Интернет: возможности, компетенции, безопасность».

Пособие рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

Пособие было издано в двух частях Центром книжной культуры «Гутенберг»:

Дети в Интернете

 

Компания МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет разработали урок по теме «Безопасный и полезный Интернет», рассчитанный на учащихся 2–4 классов. Урок является частью образовательно-выставочного проект «Дети в Интернете», цель которого — информирование детей, родителей и учителей о потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Глобальной сети для образования, развития, общения и досуга.

Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство/ под ред. Г.У. Солдатовой. — М.: Федеральный институт развития образования, 2012. — 48 с..

Советы и рекомендации родителям.