Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи (2019 г.)

Активное использование интернета существенно меняет социальные и культурные практики, в первую очередь, у наиболее активных пользователей цифровых технологий — подростков и молодежи. Интернет становится пространством не только возможностей, но и рисков, в том числе, рисков деструктивного и аутодеструктивного поведения.

Выделяются следующие разновидности деструктивного поведения в цифровой среде: различные формы киберагрессии, в том числе кибербуллинг; деятельность экстремистских сообществ; популяризация и распространение способов деструктивного поведения (АУЕ, криминализация, алкогольная и наркотическая зависимость); пропаганда самоповреждающего (анорексия, селф-харм) и суицидального поведения; целенаправленное распространение негативного поведения онлайн и призыв к асоциальному поведению офлайн.

Высокий уровень цифровизации, а также возрастно-психологические особенности делают подростков и молодежь наиболее уязвимыми к вышеуказанным рискам. Поэтому они требуют тщательного изучения, с учетом позиции самих подростков и молодежи, с целью своевременного информирования и предотвращения проявлений деструктивного поведения в интернете.

В исследованиях фигурируют отдельные виды и проявления деструктивного поведения в интернете, в то время как назрела необходимость разработки детальной классификации деструктивного поведения, его основных индикаторов и разновидностей, а также способов профилактики их проявления и распространения.

Основная цель программы

Формирование позитивной цифровой культуры как фактора, способствующего снижению и профилактике деструктивного поведения в интернете подростков и молодежи.

Основные целевые группы

Старшие подростки 14–17 лет и молодежь 18–25 лет, педагоги и психологи высших, средних и средне-специальных образовательных учреждений.

Реализация программы

➤ Первый этап

На базе анализа существующих отечественных и зарубежных социальных практик и тренинговых программ по профилактике и снижению проявлений деструктивного поведения у подростков и молодежи в интернете, обзора и анализа рисков и угроз социализации в цифровой среде, проведения теоретического анализа и сбора данных эмпирических исследований — создание общей классификации основных типов деструктивного поведения в интернете.

Разработка программы эмпирического исследования; проведение ее апробации и корректировки.

Создание онлайн-версии диагностического инструментария для проведения мониторинга.

➤ Второй этап

Проведение анкетирования среди учащихся в 4 федеральных округах РФ — студенты Новосибирского городского открытого колледжа, Московского городского открытого колледжа, Высшего юридического колледжа (г. Ижевск), Высшего инженерного колледжа (г. Ижевск), Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск).

На основании анализа анкет выделение наиболее распространенных видов деструктивного поведения среди подростков и молодежи в интернете.

➤ Третий этап

На основании полученных эмпирических данных и с применением различных психологических практикоориентированных направлений (психодрама, экзистенциальная психология, аналитическая психология, гештальт-психология, позитивная психология, психология личности, социальная психология) разработка обучающей программы для педагогов и психологов по профилактике деструктивного поведения в интернете, повышению кибербезопасности и формированию позитивной цифровой культуры подростков и молодежи, которая направленна на повышение осведомленности о рисках и угрозах, определяющих и провоцирующих деструктивное поведение в интернете; знакомство с видами и последствия деструктивного поведения в интернете; формирование и расширение ролевого репертуара педагогов и психологов в профилактике различных типов деструктивного поведения в сети (киберагрессия и кибербуллинг; онлайн-предпосылки школьного шутинга; создание, распространение и потребление негативного контента; онлайн-мошенничество, цифровое самоповреждение и др.).

➤ Четвертый этап

На базе разработанных программ:

  • проведение тренингов и квестов для подростков и молодежи
  • запуск программ повышения квалификации для педагогов (в очном формате и в формате вебинаров) с выдачей удостоверений.

➤ Пятый этап

Проведение молодежного форума «Мы в ответе за цифровой мир» (с возможностью онлайн-участия) 19–21 декабря 2019