Исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете (2015-2016 гг.)

В 2014–2015 учебном году Фондом Развития Интернет было проведено исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете. Было проанализированы особенности современной подростковой дружбы; различия между реальной и виртуальной дружбой; значение для современного подростка виртуальных друзей.

Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, сотрудниками Фонда было проведено специальное исследование. Сбор данных проводился в рамках образовательного проекта «Предметные сборы: Малая Академия Подмосковья-2015». В анкетировании приняли участие 130 человек, учащиеся 8-х классов школ Московской области (возраст — 13–14 лет; 63 мальчика и 67 девочек). Сотрудниками Фонда Развития Интернет была подготовлена анкета, включающая 43 вопроса, объединенных по разделам: дружба и межличностные отношения в реальной жизни; особенности и характеристики виртуальной дружбы; использование подростками Интернета; жизнь подростков в социальных сетях (действия — лайки, блокировка и удаление из друзей, контент и 28 события). В частности, в одном из вопросов подросткам было предложено закончить два следующих предложения: «Дружба в реальной жизни — это...» и «Дружба в социальных сетях — это...». По итогам контент-анализа полученных ответов были выделили категории, на основе которых сравнивались взгляды подростков на реальную и виртуальную дружбу.

Основные результаты:
  • Выделяемые подростками основные компоненты и реальной, и виртуальной дружбы практически сходны. Только если в реальной дружбе подростки отмечают высокую значимость присутствия таких компонентов, как непосредственный контакт, эмоциональный обмен, доверие, совместное времяпрепровождение, взаимопомощь, то в виртуальной дружбе, наоборот, в качестве ее особенностей подчеркивается их отсутствие и в некоторых случаях замена и компенсация новыми формами взаимоотношений. В большом дефиците непосредственный контакт с собеседником; значительно редуцируется эмоциональный обмен, который неравнозначно компенсируется информационным обменом и оставляет устойчивое ощущение отсутствия близости. Доверие и безопасность оборачиваются недоверчивостью и тревогой, ощущением небезопасности. Обычные формы совместного времяпрепровождения с другом в реальной жизни заменяются в онлайне особой формой отношений — регулярной перепиской. Получается, что виртуальная дружба по сравнению с реальной дружбой, это «как бы дружба», дружба наоборот, в которой всего, что как раз надо, не хватает.
  • Реальные друзья, бесспорно, лидируют среди доверенных лиц подростков. Тем не менее, виртуальные друзья в иерархии межличностных связей подростков занимают почетное второе место. Несмотря на то, что дети категорично характеризуют дружбу в социальных сетях, как «эмоционально пресную», небезопасную и даже фальшивую, они отдают большее предпочтение виртуальному другу, а не реальному знакомому. Более половины детей, имеющих виртуального друга, делятся с ним своими переживаниями, советуются, ждут от него помощи. Практически каждый второй ребенок доверяет свои секреты интернет-знакомому, с которым он никогда не встречался в реальной жизни, а каждый третий ребенок расскажет виртуальному собеседнику о проблемах в семье, отношениях с ровесниками и родителями. Все эти данные показывают, что новый феномен «виртуального друга» занимает в системе межличностных отношений современного подростка важнейшее место.

По итогам данной научно-исследовательской работы была опубликована статья в 22 номере Журнала «Дети в информационном обществе».

В 2016 учебном году Фондом Развития Интернет было продолжено исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете. Сотрудниками Фонда Развития Интернет была повторно использована подготовленная ранее анкета, включающая 43 вопроса, объединенных по разделам: дружба и межличностные отношения в реальной жизни; особенности и характеристики виртуальной дружбы; использование подростками Интернета; жизнь подростков в социальных сетях. В одном из вопросов подросткам было предложено закончить два следующих предложения: «Дружба в реальной жизни — это...» и «Дружба в социальных сетях — это...». По итогам контент-анализа ответов были выделены категории, на основе которых сравнивались взгляды подростков на реальную и виртуальную дружбу.

К данным 2015 г. были добавлены новые сведения, полученные в ходе опросов участников образовательного проекта «Предметные сборы: Малая Академия Подмосковья-2016» (апрель-май 2016 г.). В анкетировании приняли участие 120 учащихся 10-х классов школ в возрасте 15–17 лет. Таким образом, в 2015–2016 г. общая выборка исследования составила 250 учащихся 8–10 классов школ Московской области.

Основные результаты:

Социальные сети удовлетворяют потребность подростка в общении и в этом плане выступают эффективным инструментом не только организации коммуникации, но и ее расширения. Они все чаще становятся средством накопления социального капитала: об этом свидетельствует достижение российскими школьниками в социальных сетях «числа Данбара» — величины, обозначающей предельное количество устойчивых социальных связей, которые может поддерживать взрослый индивидуум. По данным исследований Фонда Развития Интернет 2015–2016 г., за пять лет практически в два раза увеличилось число подростков, имеющих более 100 друзей в социальной сети. В настоящий момент круг френдов каждого второго 15-16-летнего юноши или девушки, и 43% 13-14-летних подростков составляет более 100 человек, становясь эквивалентным числу социальных связей взрослого человека (Солдатова, Олькина, 2016).

Реальные друзья, бесспорно, лидируют среди доверенных лиц подростков. Тем не менее, виртуальные друзья в иерархии межличностных связей подростков занимают почетное второе место. Несмотря на то, что дети категорично характеризуют дружбу в социальных сетях, как «эмоционально пресную», небезопасную и даже фальшивую, они отдают большее предпочтение виртуальному другу, а не реальному знакомому. Более половины детей, имеющих виртуального друга, делятся с ним своими переживаниями, советуются, ждут от него помощи. Практически каждый второй ребенок доверяет свои секреты интернет-знакомому, с которым он никогда не встречался в реальной жизни, а каждый третий ребенок расскажет виртуальному собеседнику о проблемах в семье, отношениях с ровесниками и родителями. Все эти данные показывают, что новый феномен «виртуального друга» занимает в системе межличностных отношений современного подростка важнейшее место.

По итогам данной научно-исследовательской работы были опубликованы следующие статьи:

  • Солдатова Г.У. Олькина О.И. Дружба в реальном и виртуальном мире: взгляд российских школьников. // Academia. Педагогический журнал Подмосковья, 2016. № 3 (9). С. 39–47.
  • Солдатова Г.У., Олькина О.И. 100 друзей. Круг общения подростков в социальных сетях. // М.: Дети в информационном обществе. —  2 (24), 2016. С. 24–33.