«Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» (проект РФФИ № 17-06-00762 2017–2019 гг.)

Фонд Развития Интернет выполнил проект № 17-06-00762 «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Целью исследования было выявление особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с дошкольниками и младшими школьниками, а также влияния инфокоммуникационных технологий на развитие высших психических функций детей данного возраста.

Задачи исследования

Методические задачи:

  • Разработка методического инструментария исследования в соответствии с целями исследования.

Эмпирические задачи:

  • Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей.
  • Исследование негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительской медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета у детей и родителей.
  • Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников.

Основные направления работы по проекту в 2017 году:

  1. Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме влияния инфокоммуникационных технологий на когнитивное развитие детей и подростков.

    Проведен анализ ряда отечественных и зарубежных исследований влияния использования инфокоммуникационных технологий на состояние ключевых когнитивных процессов у детей, подростков, молодежи (память, мышление внимание) за последние 20 лет (114 источников).

    Исследования показали, что умеренное и контролируемое использование компьютера в дошкольном возрасте в домашних условиях положительно влияет на раннее общее когнитивное развитие ребенка. Исследования в области памяти и мышления позволили ученым открыть несколько новых когнитивных феноменов, таких как феномен транзактивной памяти (эффект Google), феномен смешанной иллюзии, феномен «клипового мышления». Показано, что современные эмпирические исследования, посвященные проблеме изучения внимания в контексте инфокоммуникационных технологий, строятся в основном в двух направлениях: влияние видеоигр как одной из активных форм деятельности онлайн на особенности внимания и академическую успеваемость школьников и проблема формирования внимания в режиме многозадачности, более характерном для современных подростков, чем для предыдущих поколений.

  2. Разработка комплексной эмпирической программы исследования семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На основе научного опыта в данной области разработана программа эмпирического исследования, состоящая из нескольких блоков: 1) нейропсихологическое обследование для дошкольников и младших школьников, 2) социально-психологический опросник для каждой возрастной группы (дошкольники, младшие школьники и их родители), включивший в себя несколько блоков вопросов, а также специальные психологические методы и методические приемы. Опросник был направлен на исследование следующих аспектов: пользовательская активность, цифровая инициация и культура, цифровая компетентность, родительская медиация, опыт столкновения с онлайн-рисками, а также психологическое благополучие и детско-родительские отношения. После проведения апробации программа эмпирического исследования была скорректирована.
  3. Проведение эмпирического исследования. В рамках работ по научному проекту в первый год было проведено эмпирическое исследование. Его целью стало изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с дошкольниками и младшими школьниками, а также влияния инфокоммуникационных технологий на когнитивное развитие детей данного возраста. Выборку исследования составили дети двух возрастных групп дошкольников 5–7 лет (N=50 чел.) и младших школьников 7–11 лет (N=50 чел.), имеющих опыт использования цифровых устройств, а также их родители (N=100 чел.), проживающие в Москве. Выборка детей была уравновешена по полу и возрасту. Дизайн исследования имел сложную структуру и различался для каждой возрастной группы. Исследование проводилось на дому в семьях в форме индивидуального интервью. Время проведения комплексного обследования занимало от 2 до 4 часов.
  4. Обработка результатов исследования и создание компьютерной базы данных проекта; проведение первичной статистической обработки данных. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты внесены в электронную базу и подвергнуты статистической обработке в программе IBM Statistics SPSS 23.0. В текущем отчете представлены результаты, полученные на основе описательной статистики (анализ частот ответов, средних и стандартных отклонений), а также методов сравнения групп респондентов.
  5. Первичный анализ полученных данных, в том числе, и сравнительный по двум возрастным группам. При анализе решались следующие эмпирические задачи: 1. Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей. 2. Исследование позитивного и негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительской медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета у детей и родителей. 3. Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников.
  6. Подготовка публикаций в рамках проекта. В 2017 году в рамках проекта подготовлено 8 публикаций, из них 2 в журналах, включенных в перечень ВАК, 6 в изданиях, индексируемых в РИНЦ.
  7. Выступление с докладами по теме исследования. Участники научного коллектива выступили в общей сложности с 29 докладами по тематике проекта на всероссийских и международных конференциях.

Основные результаты:

  1. Пользовательская активность

    Дошкольники и младшие школьники пользуются цифровыми устройствами регулярно. По будням интенсивность использования цифровых устройств в обеих возрастных групп невысокая, две трети детей проводит за гаджетами менее часа. Цифровые устройства трансформируют организацию свободного времени. Так, в выходные наблюдается значительный рост пользовательской активности в обеих возрастных группах с некоторыми отличиями: дошкольники проводят в выходные до 3 часов времени, а младшие школьники до 5 часов. Дошкольники и младшие школьники в основном пользуются портативными устройствами, обладателей своих собственных устройств больше среди младших школьников. Таким образом, с возрастом повышается пользовательская активность и уровень свободы в использовании цифровых устройств, в том числе, за счет их «персонификации». Как дошкольники, так и младшие школьники используют цифровые устройства, прежде всего, в развлекательных целях — игры и просмотр мультиков. У младших школьников цифровая деятельность становится более дифференцированной. Так, младшие школьники начинают использовать интернет для коммуникативных целей, в том числе и через социальные сети, несмотря на то, что возрастной лимит у большинства социальных сетей составляет не менее 13 лет.

    Младшие школьники осваивают цифровой мир в большей степени самостоятельно, оставаясь с ним наедине без помощи взрослых. Несмотря на то, что младшие школьники проводят гораздо меньше времени в интернете, чем подростки, можно отметить у них наличие некоторых симптомов чрезмерной увлеченности интернетом. Так, каждый седьмой ребенок 7-11 лет признался, что часто чувствует себя дискомфортно, когда не может зайти в интернет.

  2. Столкновение с онлайн-рисками

    С возрастом все больше детей, так или иначе, сталкиваются с онлайн-рисками. Опыт столкновения с онлайн-рисками в каждой возрастной группе, в первую очередь, связан с их основными видами цифровой активности. Дошкольники и младшие школьники чаще сталкиваются с контентными и техническими рисками при использовании игровых приложений и просмотре видеоконтента. У дошкольников и младших школьников опыт столкновения с этими рисками различается. Так представители обеих возрастных групп сталкивались с техническими онлайн- рисками: дошкольники — с проблемами в работе устройств или приложений, а младшие школьники — с вредоносными программами. Внутри группы контентных рисков дошкольники сталкивались с пугающим, страшным контентом и навязчивой рекламой внутри игр и мультиков, а среди младших школьников каждый пятый признался, что уже видел порнографический контент. Поскольку младшие школьники начинают использовать интернет как средство общения, то они начинают сталкиваться и с коммуникационными онлайн-рисками, в первую очередь, с онлайн-агрессией. В связи с отсутствием возможностей для осуществления онлайн-покупок у данных возрастных групп потребительские риски сведены практически к нулю.

  3. Родительская медиация и цифровая культура

    Правила использования цифровых устройств существуют у двух третей семей дошкольников и у большинства семей младших школьников. В основном правила устанавливает и контролирует мама в одностороннем порядке. Самое популярное правило накладывает ограничение на количество времени, которое дети могут проводить за цифровыми устройствами, при этом оно чаще применяется в семьях младших школьников, чем у дошкольников. При этом дошкольники достаточно дисциплинированны в отношении пользования технологиями: каждый второй утверждает, что всегда соблюдает установленные родителями правила. Родители младших школьников серьезно недооценивают опыт их столкновения с онлайн-рисками. Практически половина родителей не знают о том, что их дети сталкивались с опасными и неприятными ситуациями при пользовании цифровых устройств. Родители дошкольников чаще применяли активные стратегии в ситуации столкновения их детей с онлайн-рисками, чем родители младших школьников (обсуждали ситуацию, объясняли, как поступить, помогали решить проблему). Пассивную стратегию (ничего не делал) в три раза чаще выбирают родители младших школьников, чем родители дошкольников, оставляя детей с проблемой один на один.

  4. Цифровая компетентность

    Общий индекс цифровой компетентности родителей дошкольников и младших школьников не различается и составляет 46% от максимально возможного, что примерно в 1,5 раза выше, чем у родителей подростков по данным, полученным 2013 году. Индекс цифровой компетентности младших школьников практически соответствует среднему показателю, полученному на выборке подростков 12-17 лет в 2013 году, что закономерно, поскольку возраст начала использования цифровых технологий неуклонно снижается. Младшие школьники сильнее мотивированы в обучении навыкам эффективного и безопасного использования цифровых устройств, чем их родители.

  5. Состояние высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в зависимости от пользовательской активности.

    Получены различия между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста более продуктивны в выполнении методик, входящих в индексы серийной организации движений, переработки слуховой и зрительно-пространственной информации по сравнению с дошкольниками. Отмечаются гендерные различия в продуктивности выполнения нейропсихологических методик. Девочки более продуктивны в выполнении вербальных и графических проб, мальчики — во времени выполнения компьютерных заданий на распределение и переключение внимания. Были обнаружены различия между детьми с разной пользовательской активностью. Дети со средней пользовательской активностью лучше других усваивают двигательную программу в методике на динамический праксис, быстрее составляют рассказ по картинкам (индекс программирования и контроля). Они более продуктивны при выполнении методики на слухоречевую память, особенно в 1-м и 2-м воспроизведении (индекс переработки слухоречевой информации), что указывают на лучшие возможности включения в задание и усвоения инструкции. Они меньше допускают ошибок при выполнении методики на зрительную память (индекс переработки зрительно-пространственной информации), у них меньше утомляемость (индекс функций 1-го блока мозга). Дети с низкой пользовательской активностью более продуктивны при выполнении графических проб (индекс серийной организации движений), но допускают больше всего ошибок при выполнении задания на зрительную память. Дети с высокой пользовательской активностью быстрее других детей выполняют компьютеризированные задания на регуляцию и внимание, но в нейропсихологических пробах показывают результаты средние или ниже средних. Количество различий между детьми с разной пользовательской активностью увеличивается в группе школьников по сравнению с детьми дошкольного возраста.

Основные направления работы по проекту в 2018 году:

1. Разработка комплексной эмпирической программы исследования семей с детьми, учащимися в средней школе (5-9 класс). С целью сохранения возможностей сравнительного исследования в качестве основы были взяты разработки прошлого года.

На основе мирового научного опыта в данной области разработана программа эмпирического исследования, состоящая из нескольких блоков: 1) нейропсихологическое обследование подростков, 2) социально-психологический опросник для каждой возрастной группы (младшие подростки 11-13 лет, старшие подростки 14-17 лет, их родители), включивший в себя несколько блоков вопросов, а также специальные психологические методы и методические приемы. Опросник был направлен на исследование следующих аспектов: пользовательская активность, цифровая инициация и культура, цифровая компетентность, родительская медиация, опыт столкновения с онлайн-рисками, а также психологическое благополучие и детско-родительские отношения. После проведения апробации программа эмпирического исследования была скорректирована.

2. Проведение эмпирического исследования

В 2018 г. в рамках работ по научному проекту было осуществлено запланированное эмпирическое исследование. Его целью стало изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с подростками, учащимися в 5-9 классах, а также влияния инфокоммуникационных технологий на когнитивное развитие подростков данного возраста.

Выборку исследования составили 100 подростков 11-17 лет (53 мальчика и 43 девочки), из них - 54 в возрасте 11-13 лет, 46 в возрасте 14-17 лет, а также 100 их родителей, проживающие в Москве. Выборка детей была уравновешена по полу и возрасту. Дизайн исследования имел сложную структуру и различался для каждой возрастной группы. Исследование проводилось на дому в семьях в форме индивидуального интервью. Время проведения комплексного обследования занимало от 2 до 4 часов.

3. Обработка результатов исследования и создание компьютерной базы данных проекта; проведение первичной статистической обработки данных.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты внесены в электронную базу и подвергнуты статистической обработке в программе IBM Statistics SPSS 23.0. В текущем отчете представлены результаты, полученные на основе описательной статистики (анализ частот ответов, средних и стандартных отклонений), методов сравнения групп респондентов, а также методов оценки надежности-согласованности (альфа Кронбаха) и корреляционного анализа.

4. Первичный анализ полученных данных, в том числе, и сравнительный по двум возрастным группам. При анализе решались следующие эмпирические задачи: 1. Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей. 2. Исследование позитивного и негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительский медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета детей и родителей. 3. Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников. Полученные результаты описаны и представлены в приложении (подробнее см. Содержательный отчет).

5. Подготовка публикаций в рамках проекта.

В 2018 году в рамках проекта подготовлено 9 публикаций, из них 2 в журналах, индексируемых в базе Web of Science, 1 в журнале, включенном в перечень ВАК, 4 в изданиях, индексируемых в РИНЦ. План по публикациям перевыполнен.

6. Выступление с докладами по теме исследования. Участники научного коллектива выступили в общей сложности с 17 докладами по тематике проекта на всероссийских и международных конференциях.

7. Подготовка содержательного отчета. На основании работ, произведенных по проекту в 2018 году, составлен содержательный отчет на 157 страницах, включая 5 приложений.

Основные результаты:

1. Пользовательская активность.

Современные подростки активно включаются в цифровой мир в раннем возрасте. Они начинают использовать цифровые устройства в дошкольном и младшем школьном возрасте и считают, что осваивают их самостоятельно, без особой помощи со стороны взрослых. Большинство подростков пользуется интернетом ежедневно, при этом было выделено 4 группы пользовательской активности среди подростков: 1) низкая пользовательская активность – сюда относится треть подростков, которые используют интернет до 3 часов в будние и выходные дни; 2) средняя пользовательская активность - в эту группу попали также около трети подростков, проводящие в интернете не более 5 часов в будние дни и примерно столько же в выходные дни, а также те, кто компенсируют низкую пользовательскую активность в будни (1-3 часа) повышением активности в выходные дни (6-8 часов); 3) контролируемо высокая пользовательская активность – каждый пятый подросток проводит в интернете 4-5 часов в будни и 6-12 часов в выходные или не более 6-8 часов и в будни, и выходные; 4) бесконтрольно высокая пользовательская активность - 17% подростков проводят не менее 6-8 часов онлайн в будни и более 9 часов в выходные. Таким образом, более трети современных подростков проводит онлайн времени не меньше, чем офлайн. При этом старшие подростки опережают младших по интенсивности и частоте использования цифровых устройств. Подростки отличаются разнообразием своей онлайн-активности. Для выхода в сеть они, прежде всего, используют мобильные телефоны, при этом с возрастом набор персональных устройств расширяется. Чаще всего среди других видов деятельности подростки в интернете ищут разнообразную информацию и смотрят видео, фильмы и сериалы, а также используют онлайн-пространство для выполнения заданий по учебе. Цифровые технологии изменяют привычные практики взаимодействия. Так, подросткам привычнее всего общаться с друзьями через социальные сети, в первую очередь, Самая популярная социальная сеть для них – «Вконтакте», набирает популярность «Instagram», в этой социальной сети имеет свой профиль каждый пятый подросток. Подростки используют социальные сети в основном для общения и для прослушивания музыки. Большинство младших подростков имеет до 100 друзей в социальных сетях, а к старшему подростковому возрасту круг общения растет – каждый второй подросток имеет уже более 100 друзей. .

2. Столкновение с онлайн-рисками.

Интернет привносит улучшения в жизнь его пользователей. Подрастающее поколение хорошо знакомо с разными возможностями его полезного применения, но при этом в силу неопытности остается уязвимым перед различными рисками интернет-среды. Так, при исследовании онлайн-рисков было обнаружено, что с возрастом частота столкновения с ними растет. Среди младших подростков хотя бы с одним видом онлайн-рисков сталкивался каждый второй, а среди старших подростков – уже три четверти. Младшие подростки чаще всего сталкиваются с техническими онлайн-рисками (взлом профиля, кража персональных данных, заражение устройств вирусами). Для старших подростков технические онлайн-риски оказываются менее распространенными, а вот коммуникационные и контентные онлайн-риски выходят на первое место – практически каждый второй сталкивался с киберагрессией или с негативным контентом, каждый третий – с порнографией. Также появляются и потребительские онлайн-риски - каждый пятый старший подросток терял денежные средства в результате мошеннических действий в сети.

3. Родительская медиация и цифровая культура

Родители стараются активнее включаться в регуляцию цифровой жизни своих детей. Так, три четверти опрошенных младших подростков и их родителей сообщили о наличии тех или иных правил использования цифровых устройств. В семьях старших подростков такого единства мнений в вопросе о наличии правил использования цифровых устройств не наблюдается: более половины старших подростков считают, что в их семьях правил нет, а родителей с таким мнением только треть. Среди стратегий, используемых родителями для регуляции использования цифровых устройств, в семьях с подростками преобладает активная медиация пользовательской активности (объяснение правил использования цифровых устройств и технологий, присутствие рядом, обучение собственным примером, включенность в общую интернет-деятельность) и ограничивающая медиация (контроль за деятельностью ребенка в интернете, использование программ родительского контроля, ограничение времени использования цифровых устройств). При этом стоит отметить, что оценки детей и родителей по поводу использования различных стратегий медиации различаются: так, родители чаще указывают, что используют те или иные стратегии медиации, в то время как это не находит отражения в ответах детей. По оценкам детей начинает распространяться такой вид родительской медиации как мониторинг: у более трети младших подростков родители присутствуют во френдах в социальных сетях, а среди старших подростков таких уже две трети. Что касается медиации безопасности, то две трети родителей подростков используют данную стратегию, устанавливая антивирусное программное обеспечение. Родители пока не всегда хорошо осведомлены об опыте столкновения с онлайн-рисками у своих детей. В этом вопросе мнение родителей зачастую не соответствует оценкам подростков. Родители в целом недооценивают опыт столкновения детей с онлайн-рисками и часто заблуждаются в том, с какими видами онлайн-рисков сталкиваются их дети чаще всего. Так, родители старших и младших подростков считают, что те сталкиваются с киберагрессией гораздо реже, чем заявляют об этом сами подростки. При этом родители зачастую переоценивают опыт столкновения своих детей с негативной информацией в сети.

4. Цифровая компетентность.

У подростков уровень цифровой компетентности вырос, по сравнению с данными 2013 года, составив почти половину от максимально возможного, тогда как у родителей остался стабильным (чуть выше трети). Как и в 2013 году, максимально развиты знания, минимально – мотивация по улучшению цифровой компетентности. И у родителей, и у подростков, проводящих больше времени онлайн, выше цифровая компетентность, но наиболее сильны связи в 11-13 лет, ослабевая далее, что позволяет предполагать наличие «сензитивного» периода в обучении компетентному пользованию интернетом. Однако следует отметить, что в этой же группе подростков 11-13 лет высокая пользовательская активность связана с большей неудовлетворенностью различными сферами жизни и риском интернет-зависимости. Иными словами, высокая пользовательская активность, по всей видимости, может в этом возрасте как способствовать обучению, так и становиться той сферой, куда ребенок «уходит» от трудностей, порождая риск зависимости. У старших подростков цифровая компетентность, напротив, связана с меньшим риском интернет-зависимости. Данные о связи цифровой компетентности с общей самооценкой и ощущением безопасности в мире согласуются с гипотезой о том, что опыт эффективного использования интернета – важная часть развития позитивных представлений о себе и мире у подростков. Все подростки с высоким уровнем ответственности чувствуют себя более безопасно в мире в целом и в интернете, а в 14-17 лет более компетентные в цифровом мире подростки чаще удовлетворены собой онлайн и выше оценивают себя онлайн, по сравнению с офлайн. Цифровая компетентность родителей связана с использованием активных стратегий родительской медиации: знания и мотивация связаны с готовностью помогать ребенку решать проблемы, которые у того возникают в интернете, говорить с ребенком об интернете, показывать полезные сайты, что-либо делать вместе. Знания и ответственность связаны с использованием программ родительского контроля и фильтров.

5.Особенности когнитивного развития у подростков с разным цифровым опытом

Результаты сравнения подростков с разной пользовательской активностью указывают на существование некоторой «оптимальной» активности. Так, при сравнении групп с разной пользовательской активностью (далее «ПА») при помощи дисперсионного анализа, в группе подростков со средней ПА были получены более высокие результаты по продуктивности выполнения некоторых нейропсихологических методик. Подростки из данной группы лучше других выполняли счетные операции в уме, меньше других допускали ошибки регуляторного характера при запоминании двух групп слов, быстрее реагировали в тесте Точки. Они демонстрировали лучшие результаты в зрительно-пространственной памяти при первом воспроизведении запоминаемых фигур и лучшие результаты в субтесте "Осведомленность", чем подростки из других групп. При сравнении двух возрастных групп, было обнаружено, что у старших подростков результативность выше по нейропсихологическим показателям, входящим в индексы программирования и контроля, серийной организации и переработки слуховой информации, чем у младших подростков.

Были получены разные закономерности в результатах у каждой возрастной группы в зависимости от ПА. В группе младших подростков наиболее продуктивными в некоторых нейропсихологических тестах были подростки со средней ПА. Они лучше программировали и грамматически оформляли рассказ и имели наибольший объем зрительной памяти, по сравнению с подростками с другими вариантами ПА. В группе старших подростков наиболее продуктивными в программировании рассказа и в некоторых других методиках, были подростки с низкой ПА. Они лучше других из данной возрастной категории грамматически оформляли рассказ и использовали достаточно длинные предложения. Они имели наибольший объем зрительной памяти, по сравнению с подростками с другими вариантами ПА.

Различные закономерности в результатах нейропсихологических проб наблюдались у мальчиков и у девочек с разной ПА. Так крайние по ПА группы мальчиков (самая низкая и самая высокая ПА) лучше выполняли серийный счет. У девочек лучшие показатели серийного счета и графической пробы были в группе со средней ПА, а крайние группы по ПА демонстрировали самые плохие результаты. В некоторых методиках у девочек с возрастанием ПА падает продуктивность. У мальчиков, наоборот, с возрастанием ПА продуктивность становится лучше. Данная закономерность наблюдалась при составлении рассказа, в объеме слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов.

По результатам данного анализа получены разнообразные тенденции в когнитивных функциях в двух возрастных группах подростков с разной пользовательской активностью. Для более точного построения когнитивных профилей у подростков с разной ПА необходимо продолжать анализ полученных результатов и искать другие критерии сравнения. Работа в этом направлении продолжится в следующем году.

В рамках проекта были подготовлены публикации:

  1. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н., Темежникова О.Б., Особенности идентичности и социально-психологической адаптации участников буллинга и кибербуллинга, Академический вестник, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», Москва, 2017, 3, 25, 38 — 50.
  2. Солдатова Г.У., Трифонова А.В., Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? Дети в информационном обществе, Фонд Развития Интернет, Москва, 2017, 3, 28, 26 — 37.
  3. Солдатова Г.У., Теславская (Олькина) О.И., Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков, Современная зарубежная психология, МГППУ, Москва, 2017.
  4. Солдатова Г.У., Львова Е.Н., Чигарькова С.В., Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области, Международный научно-практический журнал «Эпоха науки», Москва, 2017, 12, 104 — 109.
  5. Солдатова Г.У., Ртищева (Журина) М.А., Серёгина В.В., Онлайн-риски и проблема психологического здоровья детей и подростков, Академический вестник, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», Москва, 2017, 3, 25, 29 — 37.
  6. Солдатова Г.У., Теславская (Олькина) О.И., Видеоигры в фокусе науки, Дети в 33Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет | 20.02.2018 информационном обществе, Фонд Развития Интернет, Москва, 2017, 27, 22 — 35.
  7. Солдатова Г.У., Трифонова А.В. Поколение Z в формате многозадачности и вопросы адаптации к цифровой среде, КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИАЛЫ VII СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА, Томский государственный университет, Томск, 2017, 208 — 211.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков, Национальный психологический журнал, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Факультет психологии, Москва, 2017, 1, 25, 3 — 14.
  9. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях. Национальный психологический журнал, 2018, 31 - 3, 12-22
  10. Солдатова Г.У., Ртищева М.А., Теславская О.И.. Особенности использования цифровых технологий дошкольниками и младшими школьниками. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв., 2018, 2195-2201
  11. Солдатова Г.У., Ртищева М.А., Теславская О.И.. Мой электронный друг. Дети в информационном обществе. , 2018, 29, 38-43
  12. Солдатова Г.У., Теславская О.И.. Оптимальные родительские стратегии регуляции использования детьми видеоигр. Сборник материалов VI Межрегиональной научно-практической конференции ДИАЛОГ-ONLINE, 2018, 9-12
  13. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности выполнения когнитивных задач детьми с разной интенсивностью использования цифровых устройств. Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века », 2018, 315-319
  14. Солдатова Г.У., Львова Е.Н., Пермякова И.Д.. Феномены традиционного буллинга и кибербуллинга: сходства и различия. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» 14–17 февраля 2018, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой, 2018, 380-385
  15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В., Львова Е.Н. Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» 14–17 февраля 2018, Коломна/ под общ. ред. Р.В. Ершовой., 2018, 374-379
  16. Yarmina A. , Soldatova G., Khrushchev S., Rasskazova E., Tkhostov A.. Online and offline deviant behavior in russian adolescents: Results of population study of parent–child pairs. European Psychiatry, 2018, 48 - 1, 193
  17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И.. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы. Психологический журнал, 2019, 40 - 1, 71-83