«Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» (при поддержке РФФИ) (2017-2019 гг.)

Цель исследования. Исследование особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с дошкольниками и младшими школьниками, а также влияния инфокоммуникационных технологий на развитие высших психических функций детей данного возраста.

Задачи исследования

Методические задачи:

  • Разработка методического инструментария исследования в соответствии с целями исследования.

Эмпирические задачи:

  • Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей.
  • Исследование негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительской медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета у детей и родителей.
  • Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников.

Основные направления работы по проекту в 2017 году:

  1. Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме влияния инфокоммуникационных технологий на когнитивное развитие детей и подростков.

    Проведен анализ ряда отечественных и зарубежных исследований влияния использования инфокоммуникационных технологий на состояние ключевых когнитивных процессов у детей, подростков, молодежи (память, мышление внимание) за последние 20 лет (114 источников).

    Исследования показали, что умеренное и контролируемое использование компьютера в дошкольном возрасте в домашних условиях положительно влияет на раннее общее когнитивное развитие ребенка. Исследования в области памяти и мышления позволили ученым открыть несколько новых когнитивных феноменов, таких как феномен транзактивной памяти (эффект Google), феномен смешанной иллюзии, феномен «клипового мышления». Показано, что современные эмпирические исследования, посвященные проблеме изучения внимания в контексте инфокоммуникационных технологий, строятся в основном в двух направлениях: влияние видеоигр как одной из активных форм деятельности онлайн на особенности внимания и академическую успеваемость школьников и проблема формирования внимания в режиме многозадачности, более характерном для современных подростков, чем для предыдущих поколений.

  2. Разработка комплексной эмпирической программы исследования семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На основе научного опыта в данной области разработана программа эмпирического исследования, состоящая из нескольких блоков: 1) нейропсихологическое обследование для дошкольников и младших школьников, 2) социально-психологический опросник для каждой возрастной группы (дошкольники, младшие школьники и их родители), включивший в себя несколько блоков вопросов, а также специальные психологические методы и методические приемы. Опросник был направлен на исследование следующих аспектов: пользовательская активность, цифровая инициация и культура, цифровая компетентность, родительская медиация, опыт столкновения с онлайн-рисками, а также психологическое благополучие и детско-родительские отношения. После проведения апробации программа эмпирического исследования была скорректирована.
  3. Проведение эмпирического исследования. В рамках работ по научному проекту в первый год было проведено эмпирическое исследование. Его целью стало изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с дошкольниками и младшими школьниками, а также влияния инфокоммуникационных технологий на когнитивное развитие детей данного возраста. Выборку исследования составили дети двух возрастных групп дошкольников 5–7 лет (N=50 чел.) и младших школьников 7–11 лет (N=50 чел.), имеющих опыт использования цифровых устройств, а также их родители (N=100 чел.), проживающие в Москве. Выборка детей была уравновешена по полу и возрасту. Дизайн исследования имел сложную структуру и различался для каждой возрастной группы. Исследование проводилось на дому в семьях в форме индивидуального интервью. Время проведения комплексного обследования занимало от 2 до 4 часов.
  4. Обработка результатов исследования и создание компьютерной базы данных проекта; проведение первичной статистической обработки данных. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты внесены в электронную базу и подвергнуты статистической обработке в программе IBM Statistics SPSS 23.0. В текущем отчете представлены результаты, полученные на основе описательной статистики (анализ частот ответов, средних и стандартных отклонений), а также методов сравнения групп респондентов.
  5. Первичный анализ полученных данных, в том числе, и сравнительный по двум возрастным группам. При анализе решались следующие эмпирические задачи: 1. Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей. 2. Исследование позитивного и негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительской медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета у детей и родителей. 3. Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников.
  6. Подготовка публикаций в рамках проекта. В 2017 году в рамках проекта подготовлено 8 публикаций, из них 2 в журналах, включенных в перечень ВАК, 6 в изданиях, индексируемых в РИНЦ.
  7. Выступление с докладами по теме исследования. Участники научного коллектива выступили в общей сложности с 29 докладами по тематике проекта на всероссийских и международных конференциях.

Основные выводы:

  1. Пользовательская активность

    Дошкольники и младшие школьники пользуются цифровыми устройствами регулярно. По будням интенсивность использования цифровых устройств в обеих возрастных групп невысокая, две трети детей проводит за гаджетами менее часа. Цифровые устройства трансформируют организацию свободного времени. Так, в выходные наблюдается значительный рост пользовательской активности в обеих возрастных группах с некоторыми отличиями: дошкольники проводят в выходные до 3 часов времени, а младшие школьники до 5 часов. Дошкольники и младшие школьники в основном пользуются портативными устройствами, обладателей своих собственных устройств больше среди младших школьников. Таким образом, с возрастом повышается пользовательская активность и уровень свободы в использовании цифровых устройств, в том числе, за счет их «персонификации». Как дошкольники, так и младшие школьники используют цифровые устройства, прежде всего, в развлекательных целях — игры и просмотр мультиков. У младших школьников цифровая деятельность становится более дифференцированной. Так, младшие школьники начинают использовать интернет для коммуникативных целей, в том числе и через социальные сети, несмотря на то, что возрастной лимит у большинства социальных сетей составляет не менее 13 лет.

    Младшие школьники осваивают цифровой мир в большей степени самостоятельно, оставаясь с ним наедине без помощи взрослых. Несмотря на то, что младшие школьники проводят гораздо меньше времени в интернете, чем подростки, можно отметить у них наличие некоторых симптомов чрезмерной увлеченности интернетом. Так, каждый седьмой ребенок 7-11 лет признался, что часто чувствует себя дискомфортно, когда не может зайти в интернет.

  2. Столкновение с онлайн-рисками

    С возрастом все больше детей, так или иначе, сталкиваются с онлайн-рисками. Опыт столкновения с онлайн-рисками в каждой возрастной группе, в первую очередь, связан с их основными видами цифровой активности. Дошкольники и младшие школьники чаще сталкиваются с контентными и техническими рисками при использовании игровых приложений и просмотре видеоконтента. У дошкольников и младших школьников опыт столкновения с этими рисками различается. Так представители обеих возрастных групп сталкивались с техническими онлайн- рисками: дошкольники — с проблемами в работе устройств или приложений, а младшие школьники — с вредоносными программами. Внутри группы контентных рисков дошкольники сталкивались с пугающим, страшным контентом и навязчивой рекламой внутри игр и мультиков, а среди младших школьников каждый пятый признался, что уже видел порнографический контент. Поскольку младшие школьники начинают использовать интернет как средство общения, то они начинают сталкиваться и с коммуникационными онлайн-рисками, в первую очередь, с онлайн-агрессией. В связи с отсутствием возможностей для осуществления онлайн-покупок у данных возрастных групп потребительские риски сведены практически к нулю.

  3. Родительская медиация и цифровая культура

    Правила использования цифровых устройств существуют у двух третей семей дошкольников и у большинства семей младших школьников. В основном правила устанавливает и контролирует мама в одностороннем порядке. Самое популярное правило накладывает ограничение на количество времени, которое дети могут проводить за цифровыми устройствами, при этом оно чаще применяется в семьях младших школьников, чем у дошкольников. При этом дошкольники достаточно дисциплинированны в отношении пользования технологиями: каждый второй утверждает, что всегда соблюдает установленные родителями правила. Родители младших школьников серьезно недооценивают опыт их столкновения с онлайн-рисками. Практически половина родителей не знают о том, что их дети сталкивались с опасными и неприятными ситуациями при пользовании цифровых устройств. Родители дошкольников чаще применяли активные стратегии в ситуации столкновения их детей с онлайн-рисками, чем родители младших школьников (обсуждали ситуацию, объясняли, как поступить, помогали решить проблему). Пассивную стратегию (ничего не делал) в три раза чаще выбирают родители младших школьников, чем родители дошкольников, оставляя детей с проблемой один на один.

  4. Цифровая компетентность

    Общий индекс цифровой компетентности родителей дошкольников и младших школьников не различается и составляет 46% от максимально возможного, что примерно в 1,5 раза выше, чем у родителей подростков по данным, полученным 2013 году. Индекс цифровой компетентности младших школьников практически соответствует среднему показателю, полученному на выборке подростков 12-17 лет в 2013 году, что закономерно, поскольку возраст начала использования цифровых технологий неуклонно снижается. Младшие школьники сильнее мотивированы в обучении навыкам эффективного и безопасного использования цифровых устройств, чем их родители.

  5. Состояние высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в зависимости от пользовательской активности.

    Получены различия между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста более продуктивны в выполнении методик, входящих в индексы серийной организации движений, переработки слуховой и зрительно-пространственной информации по сравнению с дошкольниками. Отмечаются гендерные различия в продуктивности выполнения нейропсихологических методик. Девочки более продуктивны в выполнении вербальных и графических проб, мальчики — во времени выполнения компьютерных заданий на распределение и переключение внимания. Были обнаружены различия между детьми с разной пользовательской активностью. Дети со средней пользовательской активностью лучше других усваивают двигательную программу в методике на динамический праксис, быстрее составляют рассказ по картинкам (индекс программирования и контроля). Они более продуктивны при выполнении методики на слухоречевую память, особенно в 1-м и 2-м воспроизведении (индекс переработки слухоречевой информации), что указывают на лучшие возможности включения в задание и усвоения инструкции. Они меньше допускают ошибок при выполнении методики на зрительную память (индекс переработки зрительно-пространственной информации), у них меньше утомляемость (индекс функций 1-го блока мозга). Дети с низкой пользовательской активностью более продуктивны при выполнении графических проб (индекс серийной организации движений), но допускают больше всего ошибок при выполнении задания на зрительную память. Дети с высокой пользовательской активностью быстрее других детей выполняют компьютеризированные задания на регуляцию и внимание, но в нейропсихологических пробах показывают результаты средние или ниже средних. Количество различий между детьми с разной пользовательской активностью увеличивается в группе школьников по сравнению с детьми дошкольного возраста.

В рамках проекта были подготовлены публикации:

  1. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н., Темежникова О.Б., Особенности идентичности и социально-психологической адаптации участников буллинга и кибербуллинга, Академический вестник, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», Москва, 2017, 3, 25, 38 — 50.
  2. Солдатова Г.У., Трифонова А.В., Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? Дети в информационном обществе, Фонд Развития Интернет, Москва, 2017, 3, 28, 26 — 37.
  3. Солдатова Г.У., Теславская (Олькина) О.И., Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков, Современная зарубежная психология, МГППУ, Москва, 2017.
  4. Солдатова Г.У., Львова Е.Н., Чигарькова С.В., Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области, Международный научно-практический журнал «Эпоха науки», Москва, 2017, 12, 104 — 109.
  5. Солдатова Г.У., Ртищева (Журина) М.А., Серёгина В.В., Онлайн-риски и проблема психологического здоровья детей и подростков, Академический вестник, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», Москва, 2017, 3, 25, 29 — 37.
  6. Солдатова Г.У., Теславская (Олькина) О.И., Видеоигры в фокусе науки, Дети в 33Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет | 20.02.2018 информационном обществе, Фонд Развития Интернет, Москва, 2017, 27, 22 — 35.
  7. Солдатова Г.У., Трифонова А.В. Поколение Z в формате многозадачности и вопросы адаптации к цифровой среде, КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИАЛЫ VII СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА, Томский государственный университет, Томск, 2017, 208 — 211.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков, Национальный психологический журнал, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Факультет психологии, Москва, 2017, 1, 25, 3 — 14.