Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников как фактор безопасности детей в Интернете

В 2013-2014 учебном году Фондом Развития Интернет было проведено исследование уровня цифровой компетентности российских учителей.

В исследовании приняло участие 450 работников системы общего образования из 7 регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей), проходивших обучение по программе «Интернет: возможности, безопасность, компетентность» на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в 2013-2014 учебном году. 85% респондентов составили женщины, 15% — мужчины. В целом возрастной состав выборки был достаточно равномерным, представители разных возрастных групп были представлены в ней примерно в равной пропорции. 80% опрошенных нами респондентов находились в возрасте от 25 до 55 лет. Около 10% составили респонденты моложе 25 лет, примерно столько же — респонденты пенсионного возраста. Большинство опрошенных нами учителей (85%) имели высшее образование, около 10% — среднее профессиональное или неоконченное высшее. Большую часть опрошенных нами респондентов составили учителя информатики (39%), количество учителей предметников составило 10%, остальные респонденты — это методисты, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологии и другие категории педагогических кадров.

Для сравнительного анализа в работе были использованы данные школьников и родителей, полученные в ходе Всероссийского исследования цифровой компетентности (2013). Группа школьников состояла из 1203 подростков. Выборка детей была распределена по полу и возрасту примерно равномерно. Большинство опрошенных подростков — учащиеся средних классов школы, каждый третий опрошенный учился в старших классах школы, ПТУ или в вузе. Группа взрослых состояла из 1209 родителей подростков. В выборке родителей преобладали женщины (70%). Большая часть родителей — в возрасте 35-44 года (45%).

Для оценки цифровой компетентности учителей был использован Индекс цифровой компетентности, включающий в себя четыре компонента: знания, умения, мотивацию и ответственность (последняя включает в себя и безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться по-разному в четырех областях деятельности в Интернете: коммуникация (общение), контент (поиск, отбор, создание, выкладывание контента), технические аспекты и потребление (пользование услугами, платежами, онлайн покупки).

Основные результаты исследования:

  • Учителя значимо превосходят школьников и родителей по таким компонентам цифровой компетентности, как: «знания», «навыки», «ответственность». В первую очередь, это относится к сфере потребления информации и использовании технологий. Вместе с этим, подростки превосходят учителей по уровню цифровой компетентности в сфере коммуникации, что позволяет говорить о необходимости повышения компетентности учителей именно в этой сфере.
  • Учителя информатики значимо превосходят своих коллег по таким компонентам цифровой компетентности, как: «знания», «навыки», «ответственность». Наиболее компетентны они в инфосфере (52%), техносфере (49%), потреблении (45%). Вместе с этим, по уровню мотивации учителя не только не отличаются друг от друга, но и не превосходят школьников и их родителей. В связи с этим, программы повышения цифровой компетентности работников образования должны быть направлены на формирование мотивации к непрерывному самосовершенствованию в сфере информационно-коммуникационных технологий и ответственному и безопасному использованию их в учебно-воспитательном процессе.
  • Существует отрицательная связь между возрастом учителей и уровнем цифровой компетентности. Наиболее высокие показатели индекса мы наблюдаем в группах молодых учителей, а наиболее низкие — в группах старшего возраста. Эта закономерность прослеживается во всех сферах и почти по всем компонентам цифровой компетентности, за исключением мотивации. В связи с этим, администрации образовательных организаций и органам управления образованием целесообразно активно использовать потенциал молодых педагогов для внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательную работу.
  • Существует положительная взаимосвязь между уровнем образования и индексом цифровой компетентности педагогов. Однако это предположение нуждается в дальнейшей проверке. Тем не менее, существует необходимость в разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе для учителей со средним профессиональным образованием.
  • Обнаружена значимая взаимосвязь между уровнем цифровой компетентности и степенью уверенности владения информационно-коммуникационными технологиями. В связи с этим, при разработке методов оценки цифровой компетентности необходимо использовать не только субъективные, но и объективные методы, чтобы избежать возможного влияния общей и профессиональной самооценки на результаты исследования.
  • Существуют значимые различия по уровню цифровой компетентности (общему индексу, мотивации и ответственности, в сферах работы с информацией и потребления) между регионами. В среднем наиболее высокие показатели индекса мы наблюдаем в Татарстане, Новосибирске и Москве, а наименьшие в Московской и Калужской областях.