Исследование «Дневник цифровой активности» Фонда Развития Интернет (2018–2019 гг.)

Основная цель – исследование сложно сконструированного мира как смешанной реальности виртуального и реального жизненного пространства старших представителей поколения Z.

Перед исследованием были поставлены следующие вопросы: как часто подростки используют гаджеты в повседневной жизни, что они делают с помощью гаджетов и как постоянно переключение между реальным и виртуальным миром влияет на их настроение.

Методика исследования представляет собой заполнение дневника, предполагающего качественное описание самим респондентом своих дел за день, разделённый на временные отрезки по 3 часа с 7:00 до 01:00. Дневник охватывает 18 часов бодрствования, часть из которых может быть занята сном. Кроме качественного описания, респондентам в каждый временной период предполагалось ответить на ряд вопросов, о том, какими цифровыми устройствами они пользовались, что именно они делали с помощью Интернета, а также оценка своёго настроение. Описания были проанализированы с помощью контент-анализа, с обсуждением и согласованием выделенных категорий группой экспертов.

Респонденты: 274 абитуриента факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в момент подачи документов в вуз в 2018 году. Средний возраст респондентов: 17 лет.

Основные результаты исследования:

Подростки в исследовании — это ежедневные пользователи интернета — подавляющее большинство (97%) заходили в сеть каждый день или почти каждый день.

По количеству времени, проведённому в сети в день, были выделены четыре группы, которые оказались примерно равнозначны между собой по числу респондентов. Каждый третий проводил в интернете в среднем 4–5 часов (32%), каждый четвертый — от 6 до 8 часов (27%), примерно каждый пятый либо вполне умерен — до 3 часов, либо гиперактивен в отношении интернета, проводя там более 9 часов ежедневно (23% и 18% соответственно).

Пик онлайн-активности приходился на дневные и предвечерние часы (13–19 часов). Именно в эти часы 75 % подростков постоянно или время от времени пользовались интернетом. В целом около 70% респондентов в течение всего дня с перерывами или без них проводили своё время онлайн. С 10 до 22 в среднем 43% подростков находились в смешанной реальности: они переключались между пространствами виртуальности и реальности, не выделяя какое-то время отдельно для мира офлайн, а какое-то — для своей онлайн жизни.

Таким образом, большинство молодых людей переключались между реальным и виртуальным пространствами в течение всего дня. Для многих из них выделить время, которое они проводили полностью без смартфона или ноутбука оказалось невозможно.

Треть абитуриентов 2–3 дня в неделю засиживалась допоздна за цифровыми устройствами (35%), они использовали их также ночью (30%), в частности, когда не могли заснуть. Выпускники периодически заменяли сон интернетом, могли засиживаться допоздна и сокращать время сна, используя гаджеты. Часто они общались в ночное время с друзьями, иногда просто часами листали ленту в социальной сети.

Выпускники использовали Интернет и гаджеты для разных целей. На первом плане, было, безусловно, общение в социальных сетях, его пик приходился на вечер (51%). Общение подростки воспринимали как непрерывный процесс, отвечая на сообщения в течение всего дня, не выделяя для разговоров с друзьями и знакомыми определенное время. На втором месте у абитуриентов стояла забота о своих устройствах, в частности, они скачивали обновления, устанавливали приложения, начиная заниматься своими устройствами с утра, а также днём (примерно 35%). Следующей заметной онлайн-активностью было скачивание музыки, фильмов, сериалов и их просмотр (около 30% и более), пик этой активности приходился на вечер.

В целом подростки были позитивно настроены в этот непростой период их жизни и с оптимизмом смотрели в будущее. Подъем настроения у наших респондентов наблюдался ближе к вечеру и, как правило, это было связано с онлайн-общением. С утра некоторая часть чувствовала себя несколько «не в духе». Результаты показывают, что подростки, которые использовали смартфоны сразу после пробуждения, могли засиживаться в сети и ночью, что влияло на качество сна и на самочувствие утром. Те, кто не пользовался смартфонами или ноутбуками, чаще описывают свое настроение как «отличное» — в среднем 45% респондентов в течение дня, но реже как «хорошее» — в среднем 30%. А те кто пользовался смартфонами, напротив, чаще описывают свое настроение как «хорошее» — 47% в среднем по выборке и реже как «отличное» — 24% в среднем по выборке. Если рассматривать «хорошее» и «отличное» настроение как в целом позитивное и психологически комфортное, то большинство подростков в течение дня, независимо от использования гаджетов, чувствовали себя хорошо (свыше 70% и в том, и в другом случае).