Исследование отношения российских детей и подростков к приватности и персональным данным (2016 г.)

В 2016 г. было продолжено исследование, в котором анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования. С целью дополнить выборку исследования и уточнить результаты, в январе 2016 г. сотрудниками Фонда было проведено анкетирование 320 школьников 11-17 лет из (40,6% мальчиков и 59,4% девочек), обучающихся в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Также дополнительно был проведен онлайн-опрос на платформе VirtualExs, в котором приняло участие 93 подростка 11-15 лет. Таким образом, общее количество опрошенных в рамках данного исследования составило 413 человек.

В зоне внимания исследователей находились следующие показатели:

  • уровень подверженности школьников рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с персональными данными;
  • представления школьников об уровне конфиденциальности и публичности различных категорий информации;
  • фактический уровень доступа к тем или иным видам данных подростков в социальных сетях;
  • готовность детей делиться личной информацией с другими пользователями;
  • круг лиц, к которым подростки обращаются за помощью с настройками приватности в Сети.

Для сравнительного анализа в работе были использованы данные, полученные в ходе исследования 2010 года, проведенного в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (выборка по 11 регионам Российской Федерации составила 1025 пар родитель-ребенок в возрасте от 9 до 16 лет). Кроме этого, для анализа динамики рисков, возникающих вследствие неосторожного обращения с персональными данными, нами были использованы результаты исследования цифровой компетентности российских подростков и их родителей. Выборку составили 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста из 58 городов с населением от 100 тысяч человек и во всех 8 федеральных округах России.

Основные результаты

В 2016 г. число столкновений детей с представленными категориями рисков незначительно снизилось. Тем не менее, процент детей, встретившихся с отрицательными последствиями ненадлежащего использования ими своих персональных данных или использованием их персональных данных злоумышленниками, по-прежнему достаточно высок и составляет 40%. Столь высокая подверженность рискам в первую очередь обусловлена тем, что, с одной стороны, дети интенсивно осваивают коммуникацию в социальных сетях, с другой – недостаточно осведомлены об элементарных правилах безопасного поведения и общения в Интернете.

Несмотря на то, что подростки все же начинают заботиться о приватности, они нередко выкладывают небезобидную информацию о себе, причем это делают даже те, кто проявил себя осторожным пользователем и обращается к взрослым за помощью в настройках приватности. Не только дети, но и их родители недостаточно осведомлены о скрытых угрозах беспечного использования и хранения персональных данных в Сети, проблема обнаруживается лишь тогда, когда неблагоприятные последствия уже очевидны (взлом аккаунта, публикация материалов, списание денег по счету и т. д.) и далеко не всегда способны помочь своим детям. Согласно данным нашего исследования, в отличие от Америки, где 70% подростков хотя бы к кому-то обращались за помощью по вопросам настройки приватности в Интернете, у нас такое же число детей решает такие проблемы самостоятельно. Если же ребенок все же хочет обратиться за помощью, то в первую очередь он идет к друзьям или ищет информацию в Интернете. Только каждый 10-й попросит помочь родителей, а к учителям дети обращаются исключительно редко.

Таким образом, по-прежнему, как минимум, треть российских подростков представляет собой группу риска по ненадлежащему хранению и распространению персональных данных и может пострадать от угроз, связанных с персональной информацией, поскольку эти дети:

  • не всегда соблюдают принцип конфиденциальности в отношении своих паролей и сообщают их своему ближайшему окружению; некоторые дети готовы сообщить свой пароль незнакомому человеку;
  • устанавливают открытый доступ к персональной страничке, то есть ее может видеть любой пользователь, зарегистрированный в социальной сети;
  • в личном профиле указывают набор персональных данных о себе в максимальном объеме;
  • готовы передавать те или иные персональные данные незнакомым людям;
  • ни к кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в Сети.

Данные исследования показали, что обучение детей и подростков защите персональных данных в цифровом мире должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы по воспитанию культуры пользования Интернетом. Поэтому по итогам данной научно-исследовательской работы Фондом Развития Интернет совместно с Роскомнадзором и Федеральным Институтом Развития Образования (ФИРО) было опубликовано учебно-методическое пособие для работников системы общего образования:

  • Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности: управление персональными данными в Интернете. – М.: Федеральный Институт Развития Образования, 2016. – 204 с.
  • В ходе освоения программы учащиеся получают ответы на три основных вопроса, касающихся эффективного управления персональными данными в Сети: что такое персональные данные? Почему необходимо защищать персональные данные? Каким образом можно управлять персональными данными? В соответствии с этими вопросами формулируются задачи пособия:
  • Формирование у школьников представлений о приватности и персональных данных, а также способах попадания и распространения персональных данных в Интернете;
  • Осознание школьниками ценности персональных данных, последствий неосторожного обращения с информацией личного характера в Интернете и способах ее защиты;
  • Формирование у школьников навыков управления персональными данными при работе с различными онлайн-ресурсами, приложениями и устройствами.

Основная целевая группа – ученики 6–10-х классов средних общеобразовательных школ. Проблема управления персональными данными наиболее актуальна именно для этого возраста. Ведущей деятельностью в жизни подростка становится интимно-личностное общение со сверстниками, удовлетворить потребность в котором в силу разных причин не всегда получается в реальной жизни. В результате, взрослея, школьники начинают активнее использовать ИКТ для общения как с друзьями, так и с онлайн-френдами. Хорошо известный в психологии феномен «случайного попутчика» объясняет, почему подросткам чаще бывает проще раскрыться и излить душу виртуальному знакомому, чем родным или друзьям. Тем не менее, школьники не подозревают, что под личиной «случайного попутчика» может оказаться злоумышленник, выманивающий личную информацию с целью обмана, преследований, домогательств или шантажа. Поэтому крайне важно донести до подростков ценность личной информации, объяснить возможные последствия небрежного обращения с ней и научить их эффективным способам управления персональными данными.

Программа состоит из 10 уроков, которые в соответствии с поставленными задачами можно разделить на два основных раздела:

Раздел № 1. Персональные данные: виды, пути распространения, защита

  • Урок № 1 «Что такое персональные данные?»
  • Урок № 2 «Какие бывают персональные данные?»
  • Урок № 3 «Как персональные данные попадают в Сеть?»
  • Урок № 4 «Почему нужно управлять персональными данными?»
  • Урок № 5 «Как защитить персональные данные?»

Раздел № 2. Управление персональными данными в интернете

  • Урок № 6 «Что такое приватность и личные границы?»
  • Урок № 7 «Как настраивать приватность в Сети?»
  • Урок № 8 «Как управлять репутацией в Интернете?»
  • Урок № 9 «Что мой смартфон знает про меня?»
  • Урок № 10 «Как удалить персональные данные из Сети?»

Все учебные материалы разработаны в соответствии с действующим российским законодательством, а также с учетом мирового опыта в сфере управления и защиты личными данными. В течение 2016 г. пособие прошло успешную апробацию в образовательных учреждениях г. Москвы и Московской области, а также в рамках мастер-классов и конференций для работников системы образования.