Проекты Фонда

Фонд Развития Интернет с 2007 года проводит исследования особенностей восприятия и использования ИКТ российскими детьми и подростками, родителями и педагогами, изучает процессы социализации в информационном обществе.

Исследования

Фонд Развития Интернет с 2007 года проводит исследования по проблемам восприятия и использования цифровых технологий детьми и подростками, их социализации в развивающемся информационном обществе.

Год от года мы совершенствуем методы, география исследований постоянно расширяется, а охват респондентов увеличивается. Благодаря этому на сегодняшний день мы располагаем самыми актуальными данными об интенсивности и характере интернет-активности детей и подростков, об основных факторах риска, с которыми их приходится сталкиваться на просторах Интернета, а также об уровне их реального владения различными цифровыми технологиями.

Цифровая компетентность российских подростков и родителей (2013 год)

Общероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей подростков, проводившееся в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

Цель исследования — определение уровня цифровой компетентности у российских подростков и родителей подростков, а также изучении компонентов цифровой компетентности (знаний, умений, мотивации и ответственности) и ее сфер (информация, коммуникация, потребление, техносфера) у детей и родителей.

В исследовании приняло участие 1203 подростков 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста, проживающих в 58 городах из 45 регионов 8 федеральных округов России с населением от 100 тысяч человек и более. Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет.

По результатам исследования была издана монография «Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования» / Г.У.Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И.Рассказова, Е.Ю.Зотова. — М. : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

Скачать книгу

Подробнее об исследовании

Дети России онлайн (2010 год)

Для эффективного построения информационного общества необходимо понимать, кто будет его строителями через несколько лет. Изучению данной проблемы в нашей стране были посвящены первые исследования Фонда. Наряду с этим, сравнительные исследования в мировом контексте позволяют осмыслить особенности формирующегося информационного общества в России, спрогнозировать его перспективы и возможные проблемы. В то же время на начало 2010 г. в России не было реализовано ни одного исследования по этой проблеме, позволяющего провести надежное сравнение с другими странами.

Для проведения сравнительного международного анализа Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на правах самостоятельных участников вошли в исследовательский проект EU Kids Online II, проводившийся в 2009­­-2011 гг. и охвативший 25 стран Европы, а также Россию и Австралию.

Координатор проекта — Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Факультет медиа и коммуникаций. Руководители проекта — профессор Соня Ливингстон и доктор Лесли Хэддон. Проект финансировался Программой Безопасного Интернета Еврокомиссии.

Цель проекта — исследование детского и родительского опыта столкновения с интернет-угрозами и безопасного использования Интернета и новых онлайн-технологий в Европе и других странах мира.

В каждой стране-участнице были проведены интервью с детьми 9­­-16 лет и их родителями с целью получения точных, пригодных для кросс-культурного сравнения количественных данных относительно использования Интернета в Европе.

Исследование в России проводилось на основе общей методики, разработанной в рамках проекта EU Kids Online II. Вопросы охватыватили разные проблемные области: интернет-грамотность детей и их родителей, их осведомленность об онлайн-рисках и способах борьбы с ними, их личный опыт обеспечения безопасности в Интернете, проблемы формирования идентичности в виртуальном пространстве. Для российского исследования методика была переведена, культурно адаптирована и валидизирована сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Выборка исследования составила 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 1025 их родителей. Исследование охватило 11 регионов России: Забайкальский край, Кемеровскую, Кировскую области, Москву, Московскую область, Республику Дагестан, Республику Коми, Ростовскую область, Санкт-Петербург, Саратовскую, Челябинскую области.

Материалы исследования представлены на русском и английском языках.

Скачать отчёт на русском
Скачать отчёт на английском

Подробнее об исследовании

Моя безопасная сеть (2009 год)

С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей Интернета? Это важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам. Серия исследований, осуществленных Фондом Развития Интернет, позволила провести социально-психологический анализ представлений детей и подростков о рисках и опасностях Интернета, осведомленности их родителей и компетентности педагогов в отношении безопасности детей в Сети.

В исследовании приняло участие 4336 подростков в возрасте 14–17 лет, 816 родителей и 1003 педагога из 18 регионов России.

Результаты исследования представлены в книге : Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О., «Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете» Под редакцией Г.В. Солдатовой.- М., 2011.- 176 с.

Скачать книгу

Подробнее об исследовании

Интернет глазами школьника (2007 год)

Взаимодействие в школьном коллективе не ограничивается учебным процессом и неформальными контактами учащихся. Современные школьники все чаще обращаются к ресурсам Интернета, имея различную мотивацию: поиск информации, развлечения, общение и многое другое.

Каким видят школьники Интернет? Каким они хотят его видеть? Как оптимизировать Сеть и сделать ее удобной и безопасной для школьников? — Ответы на эти и многие другие вопросы дает исследование «Интернет глазами школьника».

В рамках данного исследовательского проекта нами было опрошено 460 респондентов, учащихся школ Москвы и Московской области.

Подробнее об исследовании