3 октября в рамках семинара «Цифровые вызовы психологической науке и практике» эксперты Фонда и Научно-исследовательского центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности Московского института психоанализа представили целостную картину этих изменений, объединив данные по виртуальной реальности, искусственному интеллекту, цифровой идентичности и психологическому благополучию.

Цифровые технологии — от смартфонов до искусственного интеллекта — уже не просто инструменты, а новая среда обитания, активно трансформирующая психику человека.

Открыла семинар руководитель Фонда и Центра, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Галина Солдатова. В своем сообщении «Киберпсихология сегодня» она рассказала о глобальных вызовах цифровизации, перспективах изучения взаимодействия человека и технологий, а также возможных профессиях в рамках психологии будущего.

Доклад Анастасии Клишевич, младшего научного сотрудника Центра погрузил аудиторию в мир иммерсивных технологий, показав, как виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность используются не только в играх, но и в психотерапии, например, для работы с фобиями и ПТСР. Ключевыми психологическими феноменами в этих средах становятся присутствие и погружение, которые напрямую влияют на эффективность методов. Исследование агрессии в VR-среде среди подростков наглядно демонстрирует, как виртуальное пространство становится полигоном для изучения реальных поведенческих стратегий.
Светлана Чигарькова, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник Центра, сфокусировалась на ключевом феномене для психологической науки и практике — благополучии. Какие вызовы бросают цифровые трансформации психологическому благополучию личности? В докладе показано двойственное влияние цифровой среды. С одной стороны, это риски: киберагрессия, цифровые зависимости, распространение которых возрастает с каждым годом, и другие специфические феномены, например, как думскроллинг — навязчивый просмотр негативного контента. С другой — технологии предоставляют невиданные возможности для поддержки и развития: от видеоигр, которые способны «омолодить» когнитивные функции, до чат-ботов психологической поддержки, которые помогают молодежи в справляться со стрессом и развивать эмоциональную регуляцию про отсутствии возможности получить помощь от специалиста.
Эту тему продолжила Светлана Илюхина, научный сотрудник Центра, раскрыв, как цифровая среда влияет на саму структуру личности. Она рассказала о том, как цифровые достройки меняют когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы. Например, феномен «транзактивной цифровой памяти», когда мы запоминаем не саму информацию, а путь к ней («эффект Google»). Цифровое пространство стало новой ареной для самоконструирования своей идентичности: от экспериментов с аватарами в соцсетях до использования трекеров для самопознания. Исследования подтверждают, что «Я-виртуальное» и «Я-реальное» не противостоят, а взаимно обогащают друг друга, особенно у подростков.
Завершила цикл выступлений Марина Сиян, младший сотрудник Центра, представив системный обзор роли искусственного интеллекта в психологии. Развитие ИИ ставит перед психологами уникальные задачи. С одной стороны, необходимо изучать взаимодействие человека и ИИ — от доверия к голосовым помощникам у детей до страхов взрослых перед потерей работы. С другой — психология должна активно участвовать в создании этичного и беспристрастного ИИ, бороться с алгоритмическими предубеждениями и разрабатывать регуляторные нормы. При этом ИИ сам становится мощным инструментом в руках психолога — от обработки больших данных до персонализации образования.
Общий вывод семинара заключается в том, что психология стоит на пороге новой эры. Технологии VR, AR и ИИ открывают фантастические возможности для исследований, терапии и развития личности. Однако их внедрение требует от общества и специалистов повышенного внимания к этике, цифровой грамотности и психологической безопасности, чтобы достижения цифровой эпохи служили во благо человека.

В семинаре приняли участие первокурсники магистерской программы "Психологическая наука в условиях глобальных вызовов", к также студенты МИП. В свободной дискуссии они поделились своими ожиданиями о будущем психологии. Участники отметили критическую важность цифровых трансформаций для психологии и выразили заинтересованность в киберпсихологии как актуальном направлении.