В статье рассматривается ситуация столкновения с одной из наиболее опасных деструктивных практик киберагрессии – кибербуллингом. Целью работы было сравнение половозрастных и личностных характеристик участников кибербуллинга, выступающих в ролях агрессоров и их помощников, жертв, защитников жертв и пассивных наблюдателей.

Делимся с вами научным творчеством коллег!

В исследовании приняли участие 1505 подростков 14–17 лет из 8 федеральных округов РФ.

Основные результаты:
• участники в разных ролях в ситуации кибербуллинга не различаются по половозрастным особенностям, хотя среди агрессоров больше мальчиков;
• анализ личностных характеристик выявил, что наблюдатели и защитники отличаются от агрессоров и жертв более высокими показателями эмпатии (сопереживания и эмпатической заботы), этнической толерантности, добросовестности, открытости новому опыту, а также менее выраженным нейротизмом;
• различий по показателю агрессии не обнаружено, что является специфичным отражением цифровой социальности, поскольку в традиционном буллинге данная характеристика обычно выступает одним из ключевых факторов;
• личностные профили агрессоров и жертв похожи, так же как и профили защитников и пассивных наблюдателей – потенциальных защитников.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке соответствующих мер и программ по профилактике кибербуллинга, основанных на специфике личностных профилей проанализированных ролей и позволяющих за счет такой дифференцированной стратегии повысить их эффективность.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: https://api.inpsycho.ru/files/Science/pip_june_2022_rgb.pdf