EU Kids Online 2020: Россия и Европа

Предлагаем Вашему вниманию приуроченный к Международному дню безопасного интернета (Safer Internet Day) отчет о новом европейском исследовании опыта использования интернета детей и подростков в 19 странах. Данное исследование проведено EU Kids Online – международной сетью исследователей, объединённых целью расширения знаний о рисках и безопасности, а также онлайн–возможностях детей в контенте цифровой социализации в непрерывно меняющемся мире. Фонд Развития Интернет с 2010 года выступает участником данной сети со стороны России, в том числе, и участником данного исследования.

Новое европейское исследование опыта использования интернета детей и подростков в 19 странах

«Большинство детей в 19 европейских странах сообщают об использовании своих смартфонов «ежедневно» или «почти все время». Это свидетельствует о существенном увеличении как доли детей, пользующихся смартфонами, так и времени ежедневного использования Интернета по сравнению с опросом EU Kids Online 2010. Хотя в некоторых странах время, которое дети проводят в Сети каждый день, почти удвоилось, многие дети так и не общаются о безопасности в Интернете с родителями, учителями или друзьями. Однако, когда дети сталкиваются с онлайн-рисками в Интернете, они в основном обращаются к родителям или друзьям, редко прибегая к поддержке со стороны учителей или специалистов, чья профессиональная деятельность напрямую связана в оказанием помощи в таких ситуациях».

В новом отчете представлены данные об использовании Интернета детьми 9-16 лет в Европе, о навыках и практиках онлайн-деятельности, опыте столкновения с онлайн-рисками, а также возможностях, которые предоставляет Сеть. В отчете приведены данные о среднем времени онлайн, которое варьируется от двух часов в день (Швейцария) до трех с половиной часов (Норвегия). Опрос проводился командой проекта EU Kids Online с осени 2017 года по лето 2019 года. В нём приняли участие 25 101 подросток из 19 европейских странах.

Рискованное поведение в Сети может иметь как отрицательные, так и положительные последствия

Данный общеевропейский опрос позволил сопоставить негативный онлайн-опыт детей в возрасте 9–16 лет из разных стран, включая кибербуллинг, просмотр вредоносного контента, кражу данных, чрезмерное использование интернета, онлайн-груминг и знакомство с незнакомыми людьми в интернете. Исследователи утверждают, что онлайн-активность не может быть окончательно определена как исключительно положительная или полностью отрицательная: скорее одна и та же деятельность может иметь положительные последствия для одного ребенка и отрицательные для другого. Одним из таких примеров является встреча с людьми, с которыми дети познакомились в интернете. От 5% (Франция) до 25% (Сербия) детей встречались с кем-то, кого они раньше знали только онлайн. Для большинства из них встречи с новыми людьми связаны с позитивными эмоциями. От 52% (Словакия) до 86% (Румыния) детей, которые встречались с кем-то, с кем они познакомились онлайн, сказали, что испытывали радостные эмоции после такой встречи. С другой стороны, для некоторых детей такой опыт может быть причиной огорчений и потенциально наносить вред. В большинстве стран менее 5% тех, кто был на такой встрече, были расстроены.

Отсутствие помощи со стороны учителей и специалистов

От 7% (Словакия) до 45% (Мальта) детей сообщают, что они были обеспокоены или расстроены чем-то онлайн в прошлом году. Большинство из них сказали, что это происходило лишь время от времени, всего несколько раз в год. Для того чтобы справиться с таким негативным опытом, дети чаще всего обращаются к родителям или/и друзьям, но при этом редко запрашивают поддержку у учителей или специалистов, чья работа - помогать им. Кроме того, от каждого десятого ребенка до четверти детей сообщают, что они никогда или почти никогда не получают советы по безопасности в Интернете от родителей, учителей или друзей.

Россия

Российские подростки являются одними из самых активных пользователей Интернета среди европейских детей: в среднем дети в возрасте от 12 до 14 лет проводят по 3,5 часа в день в Сети, а дети в возрасте от 15 до 16 лет - по 4,6 часа. Они, наряду с сербами и чехами, чаще всего пользуются социальными сетями - 86% детей 12–14 лет и 92% детей 15–16 лет. Большинство для доступа в Интернет ежедневно использует личные смартфоны (78% подростков 12–14 лет и 87% подростков 15–16 лет).

Россия, как и Бельгия, Испания и Литва, также включена в список стран, где подростки активно используют Интернет для обучения в школе - 51% подростков в возрасте от 12 до 14 лет и 64% старших подростков. По сформированности цифровых навыков российские подростки соответствуют среднему уровню большинства европейских детей. Только четверть (26%) сообщили об уверенных навыках в поиске информации, и практически половина детей (45%) сообщили о достаточно хороших навыках общения в Сети.

Уровень столкновения с онлайн-рисками среди российских подростков оказался одним из наиболее высоких, как и у подростков из Бельгии и Мальты: практически каждый второй ребенок сообщил о таком опыте за последний год (47% подростков в возрасте 12-14 лет и 52% старших подростков). Однако около половины подростков отметили, что они практически постоянно чувствуют себя в безопасности в Сети (56% подростков 12–14 лет и 53% старших подростков) и находят людей в Интернете добрыми и отзывчивыми (48% и 42% соответственно).

Исследование в России выполнено при поддержке Российского Научного Фонда, проект № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ». Отчёт на русском языке будет анонсирован отдельно в ближайшее время.

 

Отчет EU Kids Online 2020: результаты опроса в 19 странах обновляют и углубляют представления об онлайн-жизни детей и ее различиях в разных странах Европы.

Полный международный отчет доступен по адресу: http://www.lse.ac.uk/media-and-communications/assets/documents/research/eu-kids-online/reports/EU-Kids-Online-2020-10Feb2020.pdf.

 

Информация о проекте

EU Kids Online - это многонациональная исследовательская сеть.

Цель проекта — расширить знания о возможностях, рисках и безопасности европейских детей в Интернете. EU Kids Online считается основным источником независимых и всеобъемлющих данных, лежащих в основе разработки стратегий повышения безопасности интернета для детей и подростков в Европе. В настоящее время эта научная сеть работает в более чем 30 странах и объединяет исследователей различных дисциплин, использующих разные научные методы. В сети EU Kids Online Россию представляют Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследовательская сеть поддерживает конструктивные отношения с правительствами, средствами массовой информации, промышленностью, политиками, педагогами и практиками на национальном, европейском и международном уровнях. Выводы и доклады широко упоминаются в программных заявлениях, руководящих многочисленными инициативами по улучшению онлайн-опыта детей.

Дополнительная информация о команде исследователей в России EU Kids Online по ссылке: http://www.lse.ac.uk/media-and-communications/research/research-projects/eu-kids-online/participating-countries/russian-federation

 

Оставайтесь на связи

Пожалуйста, оставайтесь на связи для получения обновлений. Посетите www.eukidsonline.net для ссылок на все отчеты и информацию о проекте. Присоединяйтесь к нам в Facebook и Twitter. Пересылайте новость другим заинтересованным в нашей работе.

Дополнительные сведения, другие отчеты и технические подробности опроса на сайте: www.eukidsonline.net